Всего миллион лет назад на Марсе текли потоки воды.

30.09.2016 в 12:52

Ученые предполагают, что в прошлом на поверхности марса имелась вода. Однако то, когда именно красная планета стала сухой и пыльной, какой она предстает перед нами сегодня, вызывает множество споров. В недавнем времени команда исследователей сделала удивительное открытие. Изучая молодой марсианский кратер, ученые обнаружили признаки того, что потоки воды стекали вниз по склонам красной планеты относительно недавно - около миллиона лет назад.

Всего миллион лет назад на Марсе текли потоки воды.
Результаты исследования, описанные в журнале Nature Communications, помогают прояснить картину недавнего круговорота воды на марсе, а также определить возможность существования жизни на красной планете.

Группа европейских ученых изучала кратер исток, расположенный в средних широтах марса. На крутых склонах кратера отчетливо видны овраги. Учитывая то, что кратер является молодым (его возраст оценивается максимум в 1 миллион лет), овраги, созданные предположительно обломками породы, образовались на протяжении последнего миллиона лет.

Однако вопрос заключается в том, были ли эти обломки породы сухими или влажными. Чтобы выяснить это, исследователи использовали данные, полученные с помощью камеры Hirise орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter агентства наса. На основе них было создано детальное трехмерное изображение кратеров. Его ученые сравнили с оврагами, имеющимися на земле. Результаты проведенного исследования показали, что причиной образования таких оврагов могли послужить селевые потоки, содержащие от 20 до 60 процентов воды. По мнению ученых, внезапные оползни происходили с периодичностью от 10 до 100 лет. Это сравнимо с частотой селевых потоков в засушливых районах на земле, таких как пустыня Атакама.

Для того чтобы на склонах кратера исток могли образоваться такие следы потоков, кратер должен был быть влажнее, чем считалось ранее.

Ученые объясняют столь высокий уровень влажности изменением наклона оси вращения красной планеты с 15 до 35 градусов. Когда наклон оси вращения увеличился, лед на полюсах начал сублимироваться под воздействием солнечных лучей или же высвобождался в атмосферу в виде водяного пара. При этом, когда лед или снег таяли, вода просачивалась под поверхность, и в конечном итоге порода под ее тяжестью соскальзывала вниз по склонам кратера, оставляя следы.