В древнейшей воде на Земле ученые следы зарождения жизни ищут.

22.08.2015 в 18:52

Здесь есть все ингредиенты того "Примордиального Бульона", в котором, как считается, могла некогда зародиться земная жизнь. Ученые осторожно исследуют образцы воды, наглухо запертые в камне еще 1, 5 млрд лет назад и мало изменившиеся с тех пор, - и делают все новые удивительные Находки, включая сложную органику, образовавшуюся без участия живых организмов.
В древнейшей воде на Земле ученые следы зарождения жизни ищут.
Уникальный водный ресурс был обнаружен канадскими учеными несколько лет назад в провинции онтарио. Исследуя скважины заброшенной шахты, они нашли его на глубине около 2 км, в трещинах каменной породы. Изотопный анализ показал, что заперта эта вода оказалась еще 1, 5 млрд лет назад - и она совершенно стерильна.

В ту эпоху даже материки совершенно иначе выглядели. Нынешние породы располагались на океанском дне, близ выходов гидротермальных источников. Горячие, насыщенные минеральными веществами, изолированные от непостоянной атмосферы и солнечной радиации, такие "Черные Курильщики" считаются главными кандидатами на роль "колыбели жизни". Именно у них могли протекать химические реакции, приведшие к появлению все более сложных органических веществ, а затем - протоклеток и первых живых организмов.
Однако проверить эту гипотезу пока что исключительно непросто. В разных лабораториях изучаются разные аспекты этих процессов: выясняются возможные пути химических реакций, уточняются условия. Для этих работ вода древних термальных источников может послужить бесценным источником новой информации. И уже становится очевидно: некоторое время назад канадская исследовательница Барбара лоллар (Barbara Lollar) обнаружила в ней массу сложных и разнообразных органических соединений.
А недавно эти работы продолжил ее коллега Кристофер глейн (Christopher Glein), который теоретически показал, что синтез всех этих веществ вполне мог происходить и без живых организмов. Для таких реакций достаточно довольно ограниченного набора исходных молекул - и определенных условий, как раз таких, какие существовали близ древних "Черных Курильщиков".

В частности, глейн продемонстрировал возможность образования глицеральдегида, необходимого для формирования "Деталей" РНК и днк, а также пирувата, важного метаболита всех живых клеток. До сих пор считалось, что абиогенный синтез этих молекул практически неосуществим, однако ученый выяснил, что при соответствующих условиях он может протекать довольно легко. А условия такие, видимо, были.
Взаимодействуя с каменными породами, вода древнего "Черного Курильщика" отдавала им кислород, при этом насыщаясь из гидротермальных источников соединениями, богатыми водородом, серой и железом. При этом температура приближалась к 100\xB0C - то что надо для многих шагов добиологической химии.
"Нет, мы не Утверждаем, что эта Вода Представляет Собой тот Самый"примордиальный суп" или является водой "колыбели жизни", - добавляет Кристофер глейн. - Но это чрезвычайно поучительная система для понимания химии древних гидротермальных источников, в которых 4 млрд лет назад могла появиться жизнь". Источник: News.