Заговоренные клады чуди.
На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к Востоку от онежского озера, по рекам Онеге и северной Двине - там, где проживали финно-угорские народы, которых историки обычно и считают чудью.
Правда, при этом не принято учитывать то, что эти народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя ее совершенно другим племенем.
"Еще недавно на новой земле наши рыбаки чудь видели. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы "- Повествуют"северные предания".
Такие рассказы характеризуют чудь как чужих, чуждых нынешним жителям и в то же время - как необычных, чудных людей, живших давно, но и продолжающих пребывать где-то по соседству. Именно от названия этого древнего народа и происходит русское слово "Чудак".
Открытие на Урале в 70-80-е годы древнейшего города аркаима и "Страны Городов" синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в узком смысле - предки индо - иранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом. Эта версия немало сторонников среди ученых и краеведов нашла.
"Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство архангельской губернии. По рассказам поморов из г. Кемь, "Чудь Имела Красный Цвет Кожи и Скрылась от Новгородцев на Новую Землю и Ныне там Пребывает в Недоступных Местах", - писал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 году.
В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а "Члены его Поколения Могли Разговаривать Между Собою на Шестиверстном Расстоянии".
Не только в русском фольклоре, но и у Коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений.
Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками', так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах - крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.
Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.
У русского населения заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем - землянки.
В шенкурском уезде архангельской губернии рассказывали, что "Тамошние Коренные Обитатели, Чудь, Защищая Отчаянно Свою Землю от Вторжения Новгородцев, ни за что не Хотели Покориться Пришельцам". С остервенением защищались они из земляных крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Лишь немногие остались на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.
Владимир даль в своем "Словаре Живого Великорусского Языка" пишет:
"Чудаки и чудаки, сиб. Чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. - народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли".
В 1924-1928 годах семья рерихов находилась в экспедиции в центральной Азии. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал:
"Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами".
А вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке афанасьево кировской области:
И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - чудской берег".
До сих пор на севере много таких курганов. Иногда в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. В том случае, если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.
Говорят, чудь иногда выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Это раз в году происходит. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытые места, жмется к человеческому жилью. Это делают даже волки, поскольку очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов.
Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди исчезали бесследно. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение.
Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах - в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями - валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов.
Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу - заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в вологодской области течет небольшая речка вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне вьюжки под утесом якобы лежит панский клад.
Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули.
На Вологодчине есть озеро красное - небольшое, идеально круглое, словно какой-то гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем ледяная даже жарким летом. По легенде, в озере есть лестница, которая уходит под дно. Там паны оставили свой золотой клад и "Самоцветных Каменьев Россыпи Неоглядные". В красном периодически тонут даже хорошие пловцы.
В приполярном Урале есть порожистая река мерзавка. На ее берегу стоит заброшенное селение перевозное. На этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила когда-то чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан сахдияр. Он умел добывать из земли золото и серебро. В окрестностях перевозного до сих пор находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками.
Камням, возможно, тысячи лет. Однако знаки есть и на стволах деревьев: иногда исчезают, иногда появляются вновь. Кто их вырезает, неизвестно.
В 1975 году на берега мерзавки приехали молодые кладоискатели, студенты - историки из столицы. Они копали землю под валунами, отмеченными знаками. Более того, они даже знали заклинание, с помощью которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки обнаружили в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV веку.
Однако они ничего не нашли, кроме двух серебряных медальонов, по-видимому, очень древних с непонятными знаками. А одного из студентов, двадцатидвухлетнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители говорили, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те попытались взять их клады. С тех пор никто не пытался искать сокровища под перевозным.
В 2000 году там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Думали, что он утонул в болоте, так как трупа не нашли.
В село вернулся только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке верный. Однако нрав пса с тех пор изменился: раньше он играл с ребятней в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, набрасывался на людей. Говорили, что верного напугал пан, который загубил его хозяина.
Сохранились летописи, согласно которым Стефан пермский, миссионер - просветитель в землях Коми, около 1379 года общался с неким паном (пам, пама), жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители.
По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с памой, чтобы и его боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение.
Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах - могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел.
Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады:
"Слуда и шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На шудякорском городище спрятаны слитки - подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: "мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут! В тексте другой старинной записи в селе зуйкаре вятской губернии написано о "Чудском Кладе" в чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие.
Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид "Чудаков" был столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости "Огарков" - заживо погребенных "чудаков". Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки внезапно оживают, как только кто-нибудь приближается к сокровищам. Ezomir.