Загадочные пляшущие человечки из клада.
В 1909 году около села мартыновка (черкасская область Украины) крестьяне откопали клад, состоящий из сотен серебряных изделий.
В наши дни большая часть клада хранится в музее исторических драгоценностей киево-печерской лавры.
Ученые уверенно датировали Находку VI - VII веками н. э., а вот по поводу того, какому из южно - славянских племен принадлежало сокровище, мнения разошлись.
По мнению в. в. Седова, клад принадлежал антам.
Среди украшений мартыновского клада было несколько фигурок людей, которые занимают исключительное место в искусстве древних славян.
По сути дела, это были первые металлические изображения людей, которые сделаны славянскими мастерами, а не завезены откуда-то еще.
Примитивность и схематичность изображения здесь более чем простительны. В. в. Седов описывает их так:
"Четыре Фигурки Изображают"пляшущих" мужчин. Каждый из них стоит подбоченившись, словно готовясь пойти вприсядку, ноги согнуты в коленях, руки - в локтях и упираются в колени.
Головы мужчин увеличены несоразмерно с остальными частями тела, геометричны и обрамлены "Златыми Власами". На груди выгравированы узоры, по-видимому передающие вышивку".
Эта схематичность позволяла видеть в фигурках все, что хотелось, вплоть до "Протоукраинцев в Расшитых Рубахах, Танцующих Гопак". Любители непознанного тоже внесли свою лепту в неразбериху, утверждая, что это изображения. Инопланетян в шлемах. Ярослав сочка в книге "НЛО - Украинская Эпопея" (к., 2011) пишет:
"Безделушки" очень похожи на те самые японские фигурки "догу" и изваяния африканского "великого бога марсиан" из нагорья тассили, так напоминающие нам космических гостей. Не нужно быть особо проницательным, чтобы в серебряных фигурках из мартыновского клада заметить те же "Космические" атрибуты, а именно: тесно прилегающее облачение со шнуровкой на груди, пояс, скрепляющий верхнюю и нижнюю части костюма. Наконец, подобие скафандра на голове, соединенного с костюмом посредством воротника".
Таким образом, если учесть, что статуэтки "Догу" и рисунок из тассили давно объяснены без всяких пришельцев, сравнение также может быть поставлено под сомнение. К тому же как любители гопака, так и сторонники "Палеоконтактов" не учли одну маленькую деталь: фигурки людей с дырочками (чтобы прибивать их гвоздями к щиту или седлу) в кладе шли в комплекте с фигурками странных зверей в пропорции "два зверя на одного человечка".
Судя по расположению отверстий, человечек помещался между животных, обращенных пастями к нему. В. Седов считал их конями, но другие специалисты доказали, что звери - это львы, изображенные мастером, который никогда не видел их своими глазами. А коней он видел, и это сказалось на творчестве.
За последние годы фигурки "Мартыновского Типа" были обнаружены чуть ли не по всей южной Европе, причем во многих случаях львы там были более узнаваемыми, а фигурка человечка не только упирала руки в бедра, но и поднимала их вверх, как бы кого-то призывая или совершая молитву.
Археолог о. а. Щеглова сделала последний шаг, доказав, что человек и львы из мартыновского клада - не что иное, как заимствование христианского сюжета про Даниила, брошенного в львиный ров:
"Мастера, Создававшие Фигурки Мартыновского Типа, Образующие Симметричную Композицию"человек в окружении фантастических коней - львов", были знакомы с европейской традицией изображения сюжета "Даниил со львами" и заимствовали образы и формы своих изделий из произведений декоративно - прикладного искусства византийской периферии, которые иногда проникали на территорию восточной Европы".
Узоры на груди человечка указывают на рубаху со вставкой, типичную для Византии, а широкая голова - не только стилизация, но и попытка передать нимб у Даниила (Щеглова о. а. тайна "Пляшущих Человечков" и "следы невиданных зверей". Антропо - и зооморфные изображения в раннеславянской металлопластике // славяно-русское ювелирное дело и его истоки. СПб, 2010, стр. 146-174.
То, что это именно так, доказывает состав мартыновского клада. В нем были не только изделия местного производства, но и предметы, завезенные из Византии - ложка для евхаристии и серебряные чаши с клеймами византийских мастеров. Седов в своей книге "славяне.
Историко - археологическое исследование" (М., 2002) писал о том, что поясные наборы из клада - пряжки, накладки и прочая фурнитура - не были специфичными для антов, а были распространены довольно широко, в чем проявлялась общая евразийская мода. А. к. амброз связывал появление таких поясных наборов с полуварварской средой византийских городов и крепостей нижнего подунавья, откуда они быстро и широко распространились на значительных пространствах Евразии. Этот же путь проделали и "Пляшущие Человечки". Источник: Paranormal - News. ru Ezomir.