В сердце нашли встроенный "Дефибриллятор".

21.04.2017 в 19:53

Иммунные клетки - макрофаги в сердце человека и других млекопитающих способны вырабатывать электрические импульсы, помогая сердцу во время перебоев.

"Когда мы впервые измерили напряжение и увидели, что макрофаги ритмически заряжаются и разряжаются, я понял, что эти клетки не изолируют сердечную мышцу от окружающей среды, а помогают ей проводить ток
В сердце нашли встроенный Дефибриллятор.. Теперь мы пытаемся установить, как воспалительные процессы в сердце влияют на работу этих клеток и их электропроводность", - пояснил клеточный биолог Маттиас нарендорф (Matthias Nahrendorf) из гарварда.
Сердце - уникальный орган, клетки которого сокращаются в отсутствие контроля нервной системы. Энергия химических связей в молекуле АТФ - главного клеточного энергоносителя - в клетках миокарда преобразуется в электрическую. Когда накапливается достаточно большой заряд, проскакивает разряд; за разрядом следует сокращение сократительных клеток миокарда - кардиомиоцитов. Нарушения в работке клеток, вырабатывающих электроэнергию, и каналов, по котором она передаётся на сократительные клетки, приводит к сердечной недостаточности и другим серьёзным проблема.
Нарендорф и его коллеги случайно обнаружили, что в передаче электрических сигналов между клетками сердца участвуют не только сами клетки миокарда, но и иммунные клетки - макрофаги. Как рассказывает биолог, макрофаги обычно присутствуют в воспаленных или зараженных тканях тела, однако в сердце их можно найти всегда, даже если поблизости нет никаких воспалительных процессов.
Пытаясь понять, что иммунные клетки делают в сердце, ученые вырастили генномодифицированных мышей без макрофагов в сердце, и проверили, как их сердце будет вести себя под нагрузкой. Результаты эксперимента удивили учёных: без иммунных клеток сердца мышей работали значительно хуже, чем у мышей из контрольной группы. Сердцебиение у гм - животных оказалось медленнее, экг показала серьёзные нарушения.
Результат заставил команду нарендорфа внимательно изучить, как были распределены макрофаги в сердце нормальных мышей. Оказалось, что большая часть иммунных клеток находилась на перегородках между желудочками и предсердиями, где находятся точки, откуда электрические импульсы распространяются по сократительным клеткам.
Обратившись за помощью к электрофизиологам, нарендорф изучил электрические свойства макрофагов и обнаружил, что они самостоятельно генерируют электрический ток ток и способны выступать в качестве дополнительных "Проводов", соединяющих кардиомиоциты. Таким образом, они помогают сердечной мышце сокращаться, даже если часть ее клеток потеряла контакт с "Центром" при различных нарушениях в работе сердца.
Открытие этой функции макрофагов в сердце, как отмечает нарендорф, заставило его команду задуматься над тем, могут ли иммунные клетки играть роль в развитии болезней сердца, связанных с электрической природой сократительного импульса. Возможно, подавляя или стимулируя активность макрофагов, можно заставить сердце "Починить Себя", не прибегая к хирургическому вмешательству. Источник: Popmech. ru наука@Science_Newworld.