Тайна лубенского замка, или проклятый клад рода Вишневецких.
Ezomir.
Есть легендарные клады, которые ищут порой сотни лет и не могут найти, хотя место их захоронений вроде бы хорошо известно. О них упоминается в древних хрониках, их существование подтверждают легенды и предания., сохранившиеся у местных жителей. Таким "Заговоренным" кладом оказались сокровища Иеремии Вишневецкого, спрятанные им в городе Лубны (нынешняя полтавская область на Украине.
Первые сведения о подземных тайниках в Лубнах были собраны в конце XIX века историком к. Бочкаревым. Вот один характерный пример таких неожиданных Находок: "Несколько лет Тому Назад у Лубненского Мирового Судьи Производилась Тяжба Двух Евреев В. и К."о восстановлении нарушенного владения". Множество свидетелей с одной и с другой стороны выясняли существо дела, но тут у судьи возник вопрос: как стороны могли владеть строением, тянувшимся до самой середины базарной плоащди, когда там пустое, незастроенное место? И только вследствие нового допроса обнаружилось, что спор идет о подземном владении: истец открыл из своего подвала ход в подземную галерею и стал ею пользоваться для склада товаров, занимая ее все дальше и дальше. Ответчик же из своего двора пользовался миной (галереей) с другого конца для хозяйственных надобностей, и так владел каждый спокойно и бесспорно, пока оба не столкнулись".
Создание под Лубнами второго - подземного, потаенного города связывают с баснословно богатым украинским магнатом, князем Иеремией Вишневецким. Он владел 53 городами, множеством сел и замков. В 1640 году властелин вишневечины превратил Лубны в свою столицу. Для строительства замка - крепости были приглашены опытные архитекторы, монахи бенедиктинского ордена. За год на высоком холме над рекой сулой вознесся неприступный замок с высокими стенами и четырехугольными башнями.
Противоречивая личность Вишневецкого до сих пор вызывает споры между историками Польши, Украины и России. Для католиков князь - это европейски образованный человек, блестящий полководец, защитник католической веры. А православные жители Украины считают его предателем и кровавым карателем, опозорившим древний род Вишневецких, который издавна придерживался истинной, традиционной веры.
Дед Иеремии, Дмитрий Вишневецкий, был легендарным предводителем запорожских казаков. Когда его взяли в плен турки, он отказался променять православную веру на ислам и был зверски замучен. Мать Иеремии Вишневецкого раина могилянка считалась ревнительницей православия и строила на Украине церкви и монастыри. Но неожиданно для родственников и почитателей старинного рода сын Р. могилянки - Иеремия - принял в 19 лет католичество и сделался безжалостным гонителем православных.
В 1648 году восставшие казаки, возглавляемые полковником Максимом Кривоносом, внезапно подошли к Лубнам и осадили княжеский замок, славившийся небывалой роскошью. Князь с небольшой свитой поспешно, бросив все свои сокровища, бежал в Польшу. А сокровища действительно были несметными - только посуды и скульптур из серебра хранилось в замке несколько возов. Согласно древней легенде, князь спрятал их в подземных тайниках города Лубны. Казаки взяли замок штурмом, разрушили его до основания, но до сокровищ так и не добрались. В 1651 году, после победы над отрядами Богдана Хмельницкого под Берестечком, 39-летний князь Вишневецкий скоропостижно скончался и, как это обычно бывает при захоронениях сокровищ, не успел открыть тайны своего клада.
Существование сокрытых под землей родовых сокровищ не только легендами подтверждается. При строительных работах и в провалах земли, периодически происходящих в городе, не раз обнаруживались не известные ранее ходы и подземелья. Тоннели, залегавшие на глубине от трех до семи метров, нередко имели готические своды; часто это были запутанные лабиринты с многочисленными ответвлениями, непонятно куда ведущими. В 60-е годы XIX века в местности, где когда-то стоял замок князя Вишневецкого, в провалившейся земле неожиданно открылся глубокий подземный коридор: "Смельчаки Спускались в Него и в Конце Хода Видели Железную Дверь, Запертую Большим Висячим Замком, но, Боясь Обвала, Который Вскоре и Произошел, Ломать Двери не Решились".
Строительство подземного города в Лубнах часто связывают с монахами ордена бенедиктинцев, которых воинствующий католик Иеремия Вишневецкий пригласил к себе в Лубны, чтобы утвердить католическую веру в своей столице. Монахи не только возвели в городе величественный монастырь, но и соорудили под ним обширные подземелья, соединенные тайными ходами с замком. В 1880 году владелец одного из зданий, принадлежавших в Xvii-XVI1I веках бенедиктинскому монастырю, по торжественным дням стал угощать своих приятелей необыкновенным вином. И только перед смертью он признался, что наплел у себя в подвале подземный ход в монастырские винные погреба, от которых уходило в сторону замка несколько засыпанных землей подземных ходов.
В 1899 году при устройстве фундамента на базарной площади нашли обширное подземелье, где лежало семь человеческих скелетов. Из подземелья вел подземный ход в сторону реки лубянки, но из-за завалов в нем люди и не смогли выйти из своего укрытия. А в районе, где в Xvii веке стоял костел, обнаружили галерею шириной 2, 5 и высотой 3, 2 метра. Галерея эта разделялась на два рукава: первый вел к соборной площади, но через 30 метров его преграждал завал. По второму ходу прошли шагов двадцать и наткнулись на полусгнившую дубовую дверь. Сломали ее быстро, но пройти дальше не смогли - из-за спертого воздуха дышать было невозможно. Здесь нашли несколько серебряных монет, обломок меча, какие-то полуистлевшие документы и средневековые изразцы.
Сокровища Вишневецкого искали долго, но безуспешно. В 1916 году городская управа выделила солидные средства на поиски княжеской "Казны". Для этих работ пригласили из Москвы известного специалиста по поиску подземных кладов археолога и. стеллецкого. Но и его старания, и его богатый опыт не принесли быстрого результата. Из-за начала первой мировой войны работы вскоре пришлось свернуть. В 1922-1923 годах археолог в Лубны вернулся. С помощью местных любителей истории ему удалось точно установить место, где в Xvii столетии стоял замок (урочище вал), и отыскать подземный ход, ведущий из него в сторону реки, по которому когда-то спасались защитники замка от казаков полковника Кривоноса: "своеобразный ход для бегства был наспех сооружен Иеремией вшпневецким в своей столице, крутоярых Лубнах, - писал стеллецкий. Выкопан ход был в рушенном слое вала и обит бревнами и досками. На большой высоте ход выводил в овраг, впадавший в реку Сулу. Необходимость сооружения такого хода была вызвана начавшимся народным восстанием под руководством Богдана Хмельницкого. Как установлено раскопками, ход этот был вскоре сожжен казаками Кривоноса при взятии замка штурмом. Раскопками раскрыты следы ужасающей трагедии, имевшей здесь место. Единственным путем спасения из горящего замка был деревянный тайник к реке Суле. Он был подожжен казаками со стороны выхода. Передние пытались вернуться назад, а из замка напирали все новые массы бегущих. Невероятные сцены предсмертной борьбы среди огня и дыма! Обгоревший свод рухнул и похоронил свои жертвы. Костяки сваленными в кучу в самых неестественных позах найдены". Обнаруженный тайный ход помог раскрыть одну из исторических загадок, но сокровища Вишневецкого и на этот раз ускользнули от искателей клада.
И. стеллецкий, по его собственному признанию, находился на правильном пути в своих исканиях, и надо было дальше раскапывать развалины замка в поисках тайника с сокровищами. Историк был уверен, что существовал и другой подземный ход, который в Xvii веке соединял замок Вишневецкого с бенедиктинским монастырем. Но проверить на практике свою догадку археологу не удалось. Против продолжения работ категорически выступили местные власти, и поиски пришлось прекратить.
В наши дни несколько энтузиастов, занимающихся кладом Вишневецкого, высказали предположение, что этот клад никогда не будет найден. На сокровищах и на самом князе лежит проклятие его матери. В 1610 году, при основании иод Лубнами мгарского монастыря, в специальном акте княгиня Вишневецкая прокляла каждого, кто осмелится предать святую православную веру.
С возможностью сокрытия клада с помощью специальных ритуалов или проклятий был согласен один из самых опытных операторов биолокации России Сергей бахрак.
Бахрак не теоретик, а уникальный практик, умело работающий с биолокационной рамкой. В течение многих лет он проводил работы на новокуйбышевском нефтеперерабатывающем комбинате, предотвращая аварии на сложном химическом дорогостоящем оборудовании. В Москве по заказу мостеплоэнерго этот специалист с достоверностью до 80-90% не только находил места протечек теплопроводов, но и участки труб, где в результате коррозионного повреждения такие протечки могли бы произойти в ближайшее время.
Вместе с сотрудниками ассоциации инженерной биолокации бахрак несколько раз пытался найти древнюю Либерию Ивана грозного. Но все попытки полным крахом кончались. Перед операторами или вставала непреодолимая "Мысленная" преграда, или при каждой новой попытке обнаружить библиотеку рамка указывала не на нее, а на ее "фантом", находящийся то в одном, то в другом месте.
По словам с. бахрака, с явлением "Фантома" он впервые столкнулся при поисках жертв сталинских репрессий, захороненных, по слухам, под стенами московского новоспасского монастыря. Несколько опытных операторов уверенно указали на погребенные останки жертв на крутом склоне, идущем от монастыря к большому пруду. На месте массового захоронения поставили деревянный крест. При попытке же разрыть захоронение никаких следов его обнаружено не было. По мнению операторов, кто-то из пришедших к кресту и прочитавших табличку о расстрелянных на этом месте людях, обладал очень сильными экстрасенсорными способностями, и он, поверив надписи, непроизвольно создал на этом месте "Фантом" массового захоронения, который операторы не могли отличить от реального объекта. Такие вот "Фантомы" сокровищ и невидимые барьеры, уводящие их искателей от цели, умели ставить наши предки.
Надежность и длительность существования таких преград определялись опытностью колдуна или накалом страстей человека, обладавшего задатками экстрасенсорных способностей. Вероятно, с таким проклятием - заклятием, наложенным княгиней Вишневецкой, и столкнулись искатели сокровищ в городе Лубны.