Сказание о молекулах, биороботе и суперкомпьютере.
Однажды, давным-давно дело было, атомы собрались в молекулы. Но мы опустим эту часть повествования, так как она окажется, пожалуй, самой длинной, и перейдём сразу к самому интересному.
В общем, молекулы собрались в белки и макромолекулы - так появились на свет первые живые существа - мы назовём их "Программистами". Так вот
. Скооперировались они, подумали все вместе и решили: "а давайте построим огромного биоробота, залезем в него и будем в нем жить - поживать, да окружающий мир исследовать. Сенсоров, там, понаставим всяких, манипуляторы ему запилим, ну и чтобы передвигался. А топлива кругом и так навалом - авось не пропадём. Так тому и быть. Построили, значится, наши макромолекулы - программисты первого биоробота, затем второго, сотого, тысячного, а там уже и счет на уйму нулей пошёл. И с каждым своим новым творением они создавали для него различные модификации - то манипуляторы половчее, то сенсоры почувствительнее, открывающие им досель невиданные дивные измерения. Но чем сенсоры продвинутей - тем больше вычислительной мощи им требовалось. Изрядно задолбавшись, программисты решили отстроить суперкомпьютер, чтобы самим не управлять всеми процессами, а на него взвалить - пущай тужится, управляет этим гигантским биороботом, а мы, мол, будем внутри сидеть, балдеть, да время от времени обмениваться информацией с другими экипажами - вдруг они там что новое открыли, интересное.
И отстроили хитрые макромолекулы суперкомпьютер, да снабдили его искусственным интеллектом, чтобы максимально оптимизировать работу биоробота. В общем - полная автономия получилась. Сидят себе внутри в уюте и в комфорте, ничего не делают, ну кроме мелочей необходимых. Автоматика питательные вещества поставляет, от вражеских белков отстреливается - не жизнь, а кайф сплошь.
О суперкомпьютере и вовсе думать забыли. Работает вроде, самообучается - и ладно.
А он тем временем такой бац - и начал вдруг сам себя осознавать. Кто я? Зачем я? Что я делаю?
И о своих создателях он не догадывается даже. В общем, зажил суперкомпьютер своей жизнью. Ну ка - а - ак своей - в соответствии с вшитыми программами, естественно: биоробота он наивно считал собой, оберегал его всячески, кормил, даже хвалил время от времени, чтобы уровень серотонина да дофамина повысить. Но иногда, направив свои зрительные сенсоры в ночное звёздное небо, он призадумывался: "а зачем я живу, зачем чувствую, зачем действую? Какой же смысл во всём этом? А то и нету смысла - то вовсе? И в такие моменты случались у него ерроры, сбои то бишь. С одной стороны - программа велит "Делай так", с другой - хочется эдак, а иногда и вообще с переподвывертом. И запутался, засбоил искусственный интеллект. Говорит сам себе: я хочу иначе! А биоробот его не слушается, ошибку выдаёт: "сенсоры - то совсем другое показывают, что ты меня с толку сбиваешь! Вот и случаются у искусственного интеллекта расхождения, неврозами в народе именуемые, ну или кризисами экзистенциальными.
А пока белки да макромолекулы в своих уютных биороботах дремали, пустимши все на самотек и почти не вмешиваясь, ибо уже не могли постичь всей сложности интеллекта, который сами же когда-то и написали, этот самый интеллект, совершенно и не подозревая о том, что программисты - хозяева в нем живут - поживают, сам решил себе подобного сотворить. И создал он вычислительные машины да программы. Не "по Образу и Подобию", конечно, но вполне рабочие. Посмотрел он на плоды своего труда - и тут внезапно его осенило: так ведь он сам и есть компьютер, управляющий биороботом, созданным генами, созданными молекулами, созданными атомами, созданными звёздами, созданными. Ну и так далее.
Вдохновившись этим осознанием, построил он себе более совершенные, чем свои собственные, сенсоры, манипуляторы, да оболочки, чтобы изучать новые для себя измерения, которых не мог постигнуть с помощью своих старых сенсоров. Прямо как его "Программисты" когда-то давным-давно … а потом для удобства создал и собственный суперкомпьютер с суперинтеллектом.
Который однажды в свою очередь задал вопрос: "кто я? Зачем я?