Китайские зеркала. Китайские "Волшебные" зеркала.
Китайские зеркала. Китайские "Волшебные" зеркала.
Китайские зеркала ещё "Волшебными называют". И недаром. Китайское мировоззрение рассматривает небо, человека и землю как неразрывное целое. Зеркало, оказавшееся в руках, например, китайского императора (а в древности зеркалами обладали только избранные, высокопоставленные люди) становится своего рода проводником между человеком и окружающим его миром, оно призвано служить человеку, в каких-то вопросах быть ему ориентиром, напоминать ему о важном.
На древних китайских картинах часто мы можем видеть изображения просветлённых, путешествующих по своим небесным мирам с "Волшебными" зеркалами в руке. Видимо, зеркала необходимы и на небесах. Вероятнее всего они помогают ориентироваться просветлённым в наших житейских передрягах. Китайский учёный шень гуа писал в 1086 году в книге "Раздумья об Озере Снов" о древних зеркалах, секрет изготовления которых был потерян в Viii веке н. э.: "есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет".
Самому старинному китайскому зеркалу 1600 лет. Его нашли при раскопках гробницы вельможи на юге Китая. Нашли всего одно зеркало, - по тем временам зеркала невероятно высоко ценились (проводник божий) и их было очень мало. Позже, в эпоху династии мин (1368-1644) "Волшебные" зеркала в высокопоставленных кругах перестали быть редкостью.
Древние китайские зеркала - бронзовые. Они отлиты из светлой бронзы, до блеска отполированы и покрыты ртутной амальгамой. Оптические чудеса с бронзовыми "Волшебными" зеркалами начинают происходить, когда на них падают лучи солнца. Оказывается, "Волшебное" зеркало имеет "второе дно". Под воздействием солнечных лучей бронза становится как бы прозрачной, и просвечивается рисунок, проявляющийся на стене того помещения, где находится зеркало.
Говорят, что о существовании китайских зеркал поведал западному миру калиостро в Xviii веке. Ещё говорят, что великий маг знал тайну "Волшебных" зеркал, но не поделился ею с людьми. После смерти калиостро в одном из парижских костёлов, где хранились реквизированные инквизицией зеркала великого мага, паства и священнослужители сильно перепугались: по стенам запрыгали черти. А что произошло? Безобидные лучи солнца попали на зеркала калиостро, сделав металл "Прозрачным" и раскрыв таким образом рисунки.
На самом деле, металл вовсе не собирался менять свою структуру и нарушать законы таблицы Менделеева, которой тогда ещё не было. Всё оказалось гораздо проще. Великий маг приобрёл зеркала превосходных мастеров Китая, которые тончайшим образом выгравировали рисунки на поверхности металла так, что они были невидимы невооружённому глазу. А лучи солнца, осветив зеркальную поверхность, спроецировали рисунки на стене, и они проявились. Почему же страшные звери на зеркалах калиостро прыгали? Нетрудно догадаться.
Мы немного отвлеклись от самих китайских зеркал, но совсем немного. Принцип раскрыт: на поверхности китайских зеркал загадочным образом выгравирован рисунок, который может пробудить к жизни только лучи света, раскрывая его как "Второе дно".
В Европе, начиная с 1831 года, учёные пытались научно объяснить эффект китайских "Волшебных" зеркал. Теоретически учёные неплохо преуспели в этом, даже разработали некий теоретический способ изготовления таких зеркал, но создать ничего подобного так и не смогли.
К тому же вроде бы логичные обоснования учёных о преломлении света в загадочных зеркалах подорвал тот факт, что в Китае в начале XX века нашли супер "Волшебное" зеркало, которое весило 12 кг, имело диаметр 52 см и толщину 1. 3 см. Это зеркало преломляло на стене совсем не тот рисунок, который был искусно выгравирован на его бронзовой поверхности. Подобные зеркала - редкое явление, одно из таких диковин хранится в одном буддийском храме. На тыльной стороне зеркала изображена луна над морем, а отражённый луч света проявляет совсем другое изображение на стене - фигуру будды, сидящего на цветке лотоса.
Волшебные китайские зеркала. Что говорит наука?
Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 г. н. э. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 г. н. э. С ним в одной могиле было похоронено 26 жен в возрасте от 13 до 26 лет. Зеркало на всех было одно!
И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью для правителей Китая. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно найти в крупнейших музеях мира. Я увидел и влюбился в них навсегда. И конечно же, мне, как и многим другим людям, не давала покоя тайна их изготовления.
Зато я выяснил, что на эту тему написаны десятки статей и книг. И это несмотря на то, что никто из авторов так и не смог раскрыть секрет зеркал. Как их делали? Почему возникали изображения, нанесенные на тыльную сторону зеркала? И наконец, самая главная загадка — почему только одно из сотен сделанных зеркал проявляло волшебные свойства? Ответов на эти вопросы никто не знал. Точнее, каждый автор считал, что нашел разгадку, но затем появлялся новый труд, полностью дискредитирующий предыдущий.
Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI в. китайский ученый Шень Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем толстая, и это приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности.
Спустя несколько столетий Дэвид Брюстер — шотландский физик и изобретатель любимой нами игрушки калейдоскопа, писал, что изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.
В XIX в. западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива.
После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии!
Впрочем, китайцы в долгу не остались и продемонстрировали миру очередной шедевр — старинное зеркало толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы все объяснения европейских ученых выглядели смешно и нелепо. Но самое невероятное заключалось в другом. На этот раз рисунок в солнечном зайчике не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала!
Китайские зеркала артефакт. Древние магические китайские зеркала
Я уже писала о загадочных зеркалах из прошлых веков в статье " Удивительные волшебные зеркала прошлого" . Однако существует еще целый ряд малоизученных магических зеркал, сделанных из бронзы.
Их называют китайскими, хотя на самом деле подобные зеркала находили и в Японии и в России - например, на Урале. Считается, что изготовлены они во втором тысячелетии до нашей эры, хотя они могут быть более древними. Выяснить технологию их изготовления так и не удалось.
Эти зеркала хорошо известным археологам и любителям старинных артефактов, но мало кто знает, что они обладают загадочным оптическим эффектом. Если поймать им луч солнца, то в его отражении появится рисунок, нанесенный на зеркало. При этом он становится объемным, то есть, это некий 3D-кинотеатр из древних времен. Но самое удивительное, что отражается рисунок не с той стороны, которая отражает солнечные лучи, а с обратной стороны зеркал! То есть, оно становится как бы прозрачным. Вразумительно объяснить подобный эффект пока так никому и не удалось.
Я нашла в сети фотографии многочисленных китайских зеркал, хранящихся в музеях и у коллекционеров, но, скорей всего, эти хранители даже не подозревают о странных свойствах артефактов, находящихся в их собственности. Впрочем, не исключено, что часть из них более поздняя подделка, не обладающая магическими свойствами. Добавлю, что китайские зеркала изучались очень мало. И мне лично кажется, что они обладают еще какими-нибудь свойствами, о которых мы не знаем - возможно, это некое технологическое приспособление, оставшееся от древних цивилизаций. И обратите внимание, что некоторые рисунки на зеркалах довольно трудно поддаются определению - что же именно там изображено.
Так выглядит обратная сторона всех зеркал - ровная гладкая поверхность, именно она отражает лучи.
Видео Свойства волшебных зеркал остаются загадкой 4 тыс. лет. 2 часть.
Бронзовые китайские зеркала.
Бронзовые зеркала в Китае имеют 4 000-летнюю историю, и только в поздний период династии Цин их постепенно заменили стеклянные зеркала. Производство бронзовых зеркал было особым искусством. На обратной стороне зеркал часто можно было заметить гравировку с изысканными декоративными орнаментами и китайской каллиграфией.Бронзовые зеркала в Китае имеют 4000-летнюю историю, и только в поздний период династии Цин их постепенно начали вытеснять стеклянные зеркала. Производство бронзовых зеркал было особым искусством. На обратной стороне зеркал часто можно было заметить гравировку с изысканными декоративными орнаментами и китайской каллиграфией. Фото: Xuan Che/flickr.com
Среди разнообразия изобретений из металла в древнем Китае бронзовые зеркала были самыми распространёнными и имеют самую долгую историю. Зеркала служили не только для того, чтобы просто смотреться в них. В китайской культуре они несли в себе немало функций. Старые китайские фразы, такие как «Сломанное надвое зеркало соединилось» (возобновление разрушенного брака), «Высоко-висящее блестящее зеркало» (описание беспристрастности и строгости судьи в рассмотрении дел), и «Воспринимайте историю как зеркало, и извлекайте из этого урок» показывают, что бронзовые зеркала стали неотъемлемой частью китайской культуры.
Когда в Китае стали изготавливать бронзовые зеркала?
В 1970-х годах два бронзовых зеркала были извлечены из древних гробниц культуры Цицзя. Одно было найдено в провинции Ганьсу, а другое — в провинции Цинхай. Оба были сделаны более 4000 лет назад и являются одними из самых ранних известных бронзовых зеркал.
В период Воюющих царств (403—221 до н.э.) бронзовые зеркала обычно имели лёгкую основу, тонкие гравюры и обтекаемый дизайн. Формы зеркал были в основном круглые, в то время как декоративные вставки в них были в форме лепестков, листьев, сетчатых узоров, животных и птиц.
Династия Хань (206 г. до н.э.—220 г. н.э.) была очень важным периодом в развитии бронзовых зеркал. Зеркала сохранили свою основную круглую форму. Однако на них стали наносить несколько иероглифов, таких как «солнечный свет» (riguang 日光) и «почёт и слава» (zhoaming 昭明).
Во время правления династии Тан (618—907 н.э.) кроме круглых зеркал стали появляться ещё и квадратные зеркала, а также более сложное оформление. Круглые зеркала с использованием орнамента китайского водяного ореха были самыми популярными. Новые декоративные узоры с виноградом, птицами и животными как раз появились в этот период времени. Узоры, напоминающие лунный дворец, небесные существа и пейзажи изображались на зеркалах, чтобы отразить идеи, образ жизни, занятия и радостную жизнь людей.
Бронзовые зеркала воплотили в себе высокий эстетический вкус древних
В ранний период династии Хань на зеркалах в основном были гравюры в виде травы, звёзд, облаков и благоприятных иероглифов, и они отличались от гравюр династии Тан, где стали изображать единорогов, лошадей, фениксов, львов и цветы. Эти новшества пришли из Центральной Азии и символизировали славу и величие династии на самом пике её развития.
Разнообразные стили представляли собой различные вкусы древних народов из разных эпох. Это очень ценно для понимания эстетического восприятия и того, как оно изменялось.
Секретный процесс изготовления бронзовых зеркал
Бронзовые зеркала изготовлялись таким совершенным способом, что не поддавались коррозии и после тысячи лет, проведённых под землёй. Сам процесс изготовления бронзовых зеркал и покрытие их антикоррозионными материалами до сих пор остаются загадкой.
Бронзовые зеркала изготавливались таким совершенным способом, что не поддавались коррозии даже пролежав под землёй тысячу лет.
Практическое применение бронзовых зеркал в Китае
Вот несколько примеров, когда использовались бронзовые зеркала:
Погребальные предметы для древних гробниц
Как предмет ежедневного пользования бронзовое зеркало, конечно же, было одним из первых в качестве погребального предмета.
Подношения императорам или подарки от императоров
Красота и практичность бронзовых зеркал сделали их идеальными подарками для императорских семей и дворцовой знати.
В знак любви или бракосочетания
Бронзовое зеркало символизирует «полную луну и благоухающие цветы» идеального брака. Идиома «сломанное надвое зеркало соединилось» как раз иллюстрирует воссоединение супругов. Бронзовые зеркала в основном имели круглую форму, которая была связана с совершенством, воссоединением, и удачей в древнем Китае. Круглая форма зеркал также символизирует счастье в любви и в браке.
Инструменты и принадлежности для изгнания злых духов
Древние люди не понимали принципа светового отражения. Однако считали, что бронзовые зеркала обладали необыкновенной силой, излучающей свет. Поэтому они считали их бесценным инструментом для отпугивания злых духов.
Разнообразные стили представляли собой различные вкусы древних народов разных эпох. Это очень ценно для понимания эстетического восприятия и того, как оно менялось.