Пугающие мифы и легенды о воде.
С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных стихий. С ней связано немало примет, немало преданий, мифов и легенд. Для русских огонь, земля и особенно вода всегда были абсолютно дивными стихиями. Они были уверены, что вода произошла из волшебного источника. В русском фольклоре вода неразрывно связана с жизнью и смертью. Так, живая вода, по преданиям, могла излечить израненное тело
. Предки современных южноамериканцев, африканцев и европейцев почитали воду не меньше, а то и больше нас. Мифы и легенды были разными, но все они сходились на одном - вода была смыслом существования, божеством. На многих местах языческого поклонения у воды даже были воздвигнуты часовни и храмы, а порой и сами водные объекты становились героями мифов и легенд.
Сначала обратимся к японской мифологии. Всем известна история всемирного потопа, описанная в библии. Однако упоминания об этом "Происшествии" встречаются в мифах и легендах разных народов. Согласно японскому варианту, например, первый властитель Японии поселился на островах сразу же после того, как вода стала убывать.
Примечательно, что зимой озеро не замерзает, несмотря на холода, типичные для здешних зим. С ним связано много легенд, одна из которых гласит, что когда-то жил в этих краях молодой и красивый рыбак хатиротаро. Однажды он в реке странную рыбу поймал. Молодой парень был голоден и съел ее. Внезапно он чудовищную жажду ощутил. Стремясь утолить ее, он припал к бьющему из-под камней источнику и пил воду из него 32 дня без перерыва. На 33-й день хатиротаро превратился в дракона. Вернуться в таком виде под родной кров рыбак уже не мог. Поэтому он запрудил реку, превратив ее таким образом в глубокое озеро, пригодное для обитания водяного дракона. Так - по легенде - появилось озеро тадзава.
И такая легенда у жителей страны восходящего солнца есть. Согласно японской мифологии, дракон рюдзин - это бог моря, повелитель водной стихии. Согласно легендам, он жил на дне океана неподалеку от побережья Японии, у островов рюкю (нансей. Один удар хвоста рюдзина вызывает огромные приливные волны, которые полностью смывают прибрежные деревни. Когда рюдзин открывает громадную зубастую пасть и вздыхает, в воде появляются гигантские водовороты. Голову благородного дракона венчают оленьи рога; усы указывают на его мудрость; глаза видят в глубину до самого дна океана. Когда рюдзин вытягивает ужасные когти, происходят наводнения. Движением лапы он может опрокинуть несколько судов.
С ним же связан еще один миф, но на этот раз почти исторический. Решив напасть на Корею, императрица дзингу попросила помощи у рюдзина. Посланник дракона принес ей два драгоценных камня, приливный и отливный. Дзингу поход японского флота в Корею возглавила. В море их встретили корейские боевые суда. Дзингу бросила в воду отливный камень, и корейские корабли сели на мель. Когда корейские воины выпрыгнули из кораблей, чтобы предпринять пешую атаку, дзингу бросила на морское дно приливный камень. Вся вода хлынула назад и потопила врагов.
У японцев вообще существует масса мифов и легенд о воде. И вот вам еще один. Когда-то японцы верили в водяных демонов каппа, которые выглядят как маленькие обнаженные мужчины с черепашьим панцирем и заполненной водой чашей на месте головы. Они рыскали в воде в поисках заблудшего пассажира и затягивали его на глубину. Есть лишь два способа избежать их: первый предполагает начертать имя на огурце и бросить его в воду. Каппа очень любят огурцы. Второй способ - демонам поклониться. Демону в этом случае приходится поклониться в ответ и тем самым опустошить свою чашу - голову. Без воды в голове каппа беспомощны.
Перенесемся в южную Америку - в древнюю Мексику. В их преданиях о потопе сказано так: "Небо Приблизилось к Земле, и Вмиг все Живое Погибло". Они были уверены, что горы и скалы, которые мы видим сейчас, покрыли всю землю, а вода кипела и бурлила так, что горы стали красного цвета. Они были также уверены, что вода уничтожила ненужную, уродливую расу великанов, а все люди превратились в рыб, кроме одной пары, спрятавшейся в деревьях.
Краснокожий человек вообще считал, что населенный людьми земной шар был создан из ила, который поднялся из первозданных вод. В их мифах встречаются двуполые существа, известные у ацтеков как ометекутли - омесиуатль (владыки двойственной природы. Их изображали божествами, господствующими над возникновением всего сущего, над началом мира.
Примерно в это же время самым известным героем мифов древних южных европейцев является Нептун (Посейдон. Именно с ним связана масса преданий, легенд и мифов. Именно он внушал всем большой страх, потому что Нептуну (Посейдону) приписывали все колебания почвы, и, когда начиналось землетрясение, богу Посейдону приносились жертвы. Достаточно было удара Посейдона трезубцем о землю, чтобы та разверзлась и заколебалась. Посейдона (Нептуна) признавали и почитали как могучего и сильного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались к нему с мольбами для того, чтобы бог Посейдон даровал их кораблям счастливый переезд без бурь и покровительствовал бы успеху их торговли.
С ним же связан один из самых известных мифов. По просьбе героя тесея бог Посейдон вызвал чудовище, ставшее причиной смерти Ипполита - сына тесея и царицы амазонок. Угрюмый от природы, Ипполит ничего не любил, кроме охоты. Он громко выражал свое презрение к женщинам, никогда не поклонялся богине Афродите и приносил все свои жертвы на алтарь богини Артемиды. Разгневанная Афродита решила мстить за такое пренебрежение. Богиня Афродита мачехе Ипполита Федре безумную любовь к Ипполиту внушила. Но Ипполит с отвращением отвернулся от мачехи, которая за это оклеветала Ипполита перед отцом. Считая его виновным, тесей призвал на него гнев бога Посейдона, и тот приказал морскому чудовищу появиться на поверхности воды, в то время как Ипполит подъезжал к морю на колеснице. Испуганные страшилищем кони опрокинули колесницу, и Ипполит погиб. Впоследствии этот миф лег в основу "Федры" и картины Рубенса "смерть Ипполита".
А в это время в Египте вода наделяется живительной способностью - небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Один из мифов повествует о том, что бог сидел на воде, подобно тому, как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской графике тройной иероглиф воды символизирует необъятные воды, т. е. первозданный океан и первоматерию. В ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Вода с животворными жидкостями тела сравнивается. В соответствии с этим представлением в древнем Египте воду добавляли в мумифицированное тело с целью замены утраченных "Жизненных Соков". Божественный образ придавался и Нилу как "Кормильцу" народа - без разливов этой реки жизнь здесь была бы невозможна.
Перенесемся на Русь. Здесь ходила легенда о водяном - владыке вод. По преданиям, это злой дух, олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников считали колдунами. Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды, может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети. Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петуха, кошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.
Существовала у славян Вера и в водяницу - жену водяного, бывшую утопленницу. Ее еще называли шутихой, шутовкой. Водяница предпочитала лесные и мельничные омуты, но больше всего любила пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами она будто бы обыкновенно собиралась на ночлег вместе с водяным. По легенде, имеет вредный нрав: когда она плещется в воде и играет с бегущими волнами или прыгает на мельничные колеса и вертится вместе с ними, рвет сети и портит жернова.
Омская область хранит легенду о "Пяти Озерах", одним из которых является знаменитое озеро Окунево. А деревня близ него энергетическим центром земли считалась. Сама деревня является местом, где периодически происходят паранормальные явления. Кто-то видел здесь всадника без головы, другие рассказывают про неизвестно откуда взявшийся хоровод девушек на берегу реки. Легенда рассказывает, что за спинами девушек то появлялись, то исчезали полупрозрачные фигуры огромной высоты. Вокруг деревни расположено пять озер, которые появились при падении пяти метеоритов. Вода в каждом из озер считается целебной, местонахождение пятого озера до сих пор загадка.
Сохранилась и такая легенда: в старые времена могучий Байкал был веселым и добрым, крепко любил он свою единственную дочь ангару. Самой красивой была она - все не могли налюбоваться ею. Даже птицы, хоть и спускались ниже, никогда не садились на нее и говорили: "разве можно светлое чернить? " Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась ангара бежать к юноше Енисею. Разгневался Байкал и уронил скалу прямо на горло ангаре. Задыхаясь, она попросила отца простить ее и дать хоть капельку воды. Байкал крикнул: "я могу дать только свои слезы! " С тех пор сотни лет течет ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал Разгневается, Сорвет Шаманский Камень, Вода Хлынет и Зальет всю Землю".
А вот на юге была распространена легенда о живой и мертвой воде. Она рассказывала о старике, который пережил много поколений, но облик его остался неизменным. И обладал он огромной силой. К нему часто обращались за помощью знахари и духи разных земель, да и сама мать - земля порой. Старик обладал даром наделять воду животворящей силой, капля такой воды могла вернуть к жизни и избавить от недуга, глоток мог наделить человека способностью видеть истину бытия и быть счастливым, три глотка открывали в человеке целительный дар, а кружка такой воды приносила человеку силу, которую имели только бестелесные духи. Понимая ценность этой воды, раздавал он ее осторожно, ибо в руках невежды много несчастья могло случиться. Однако беда случилась: пришел к нему человек, молящий о помощи. Его отец от тяжелой болезни умирал. Старик отдал мужчине стеклянный сосуд с водой и сказал давать воду отцу раз в день на рассвете всю неделю и запретил пить ее самому, так как ему она не предназначалась. Но не сдержался человек и выпил воду. Увидел тотчас же он старика, который разозлился на него и потребовал воду вернуть. Но ненависть человека переполнила. Выточил он копье из плотного дерева и пошел обратно в пещеру. Пришел он туда и убил старца. Как только копье пронзило сердце старика, кровь его брызнула на очи мужчины и очистила его разум и сердце от черных чувств и мыслей. Упал мужчина на колени, обнял старика и заплакал от раскаяния и любви, как к родному отцу. А в это время прозрел его кровный отец и стал здоровым. Дар старца перешел к мужчине.
В Якутии местные жители давно верят в существование лабынкарского черта - нечто темно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами равно ширине плота из десяти бревен. Только в том случае, если верить легенде, он очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег.