Тайна кумранских свитков.
Ezomir.
Весной 1947 года в районе мертвого моря, в горах рас - фешха, была сделана необычная Находка. Два мальчика - бедуина, отправившиеся на поиски отбившейся от стада козы, заметили узкую расселину в скале. Расселина вела в небольшой грот, а точнее извилистый коридор, размеры которого составляли приблизительно 8 м в длину, 2 м в ширину и 2, 5-3 м в высоту.
То, что арабы увидели в пещере, было совершенно неожиданным: здесь, посреди разбросанных черепков и мусора, стояли восемь плотно закрытых крышками глиняных кувшинов. Все они оказались пустыми, кроме одного: в нем находились три кожаных свитка, завернутых в старую полотняную ткань. Внутренняя сторона свитков была исписана какими-то буквами.
Оба бедуина были неграмотны, но сразу поняли, что перед ними - старинные вещи, которые можно выгодно продать. Они забрали с собой кожаные свитки и несколько кувшинов, чтобы показать их торговцам древностями в Вифлееме.
Так начался долгий путь таинственных свитков, которым спустя два года суждено было стать настоящей мировой сенсацией. Часть из них попала к главе христиан - якобитов Map Афанасиосу иошуа Самуилу, архиепископу Иерусалима. Поняв, что перед ним - фрагменты текстов ветхого завета, сделанных на древнееврейском языке, он предпринял попытку определить возраст этих рукописей. По его просьбе специалисты американской школы восточных исследований в Иерусалиме Дж. Тревер и у. броунли провели экспертизу свитков. Фотокопии рукописей были направлены одному из самых крупных специалистов в области исследований Палестины - профессору Уильяму Ф. олбрайту. Олбрайт не выразил никаких сомнений в подлинности рукописей и определил, что тексты написаны приблизительно за сто лет до нашей эры.
Мировая наука не знала до сих пор ничего подобного. Самая древняя из известных к тому времени древнееврейских рукописей ветхого завета - так называемый каирский кодекс - относится к IX веку н. э. так что Находка ветхозаветных текстов, имеющих возраст на тысячу лет старше, стала подлинной научной сенсацией огромного значения.
Ученые из американской школы восточных исследований в Иерусалиме предприняли новые поиски старинных рукописей. В частности, им удалось разыскать те свитки, которые бедуины продали различным торговцам древностями. К месту Находки рукописей была направлена специальная археологическая экспедиция, в состав которой вошли специалисты иорданского департамента древностей, французской библейской археологической школы в Палестине и палестинского археологического музея. Тщательно обследовав грот, ученые собрали осколки глиняных сосудов и около 500 фрагментов кожаных свитков с древними письменами. По расчетам археологов, всего в этой пещере когда-то находилось около 50 сосудов и около 150 свитков. Часть из них, вероятно, была расхищена грабителями еще в древние времена.
Близ первой пещеры в течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 11 гротов, из которых было извлечено около 15 тыс. Фрагментов ветхозаветных текстов и несколько сот рукописей светского содержания.
Конечно, всех интересовал вопрос: что за люди оставили в пещерах эти загадочные свитки? Кому могло прийти в голову жить в этой мертвой пустыне, среди голых, лишенных всякой растительности скал? Неужели в древности здесь были какие-то поселения? В начале 1950-х годов археологическая экспедиция во главе с Р де во, директором библейской школы ордена доминиканцев в Иерусалиме, и Д. Л. хардингом, директором иорданского департамента древностей, приступила к исследованию расположенного поблизости от загадочных гротов холма хирбет - кумран - по-арабски "Холм Щебня". С конца 1951 года археологи вели здесь планомерные раскопки, продолжавшиеся шесть сезонов. Со всей тщательностью здесь были раскопаны остатки целого комплекса помещений, датируемого, судя по многочисленным Находкам сирийских, иудейских и римских монет, 125 годом до н. э. - 75 годом н. э. (близкую дату - от 167 года до н. э. до 233 года н. э. - дал и радиокарбонный анализ свитков. Из 153 найденных при раскопках монет 72 принадлежали ко времени, предшествовавшему правлению царя ирода великого (35-4 гг. до н. э. ), одна - к эпохе его правления и 80 - к 70-летнему отрезку времени после его правления. Такое распределение монет указывает на то, что поселение на холме хирбет - кумран было покинуто в начале царствования ирода великого и вновь заселено после него. Из письменных источников известно, что на 7-м году царствования ирода в Палестине произошло сильное землетрясение. Скорее всего оно и стало причиной прекращения жизни на поселении. Среди руин хирбет - кумрана археологи обнаружили большую трещину в земле, протянувшуюся на 15 м и повредившую часть построек, - вероятно это и есть след той давней катастрофы. При этом земля осела почти на полметра и следы этого обвала хорошо заметны и сегодня. Нетрудно также заметить, что в дальнейшем стены были исправлены и восстановлены. Многие другие следы - обрушившиеся, местами почерневшие от пожара постройки, "Трехкрылые" римские наконечники стрел - свидетельствуют о том, что около 67-70 гг., во время первого иудейского восстания против Рима, поселение на холме хирбет - кумран было взято и разрушено римскими воинами. Вероятно, именно в это смутное время жители кумрана спрятали священные тексты в пещере, заботливо укутав их в полотняную ткань и поместив в глиняные сосуды. Вероятно, они рассчитывали когда-нибудь вернуться за ними, но никому из них это не удалось - они были убиты, захвачены в плен или рассеяны римлянами.
Но кто именно жил в этом уединенном поселении? На этот счет мнения ученых разделились. Часть исследователей встала на сторону гипотезы согласно которой кумран являлся местом обитания ессеев, о которых в свое время писал Плиний старший:
"На Запад от мертвого моря, на некотором расстоянии от вредоносной прибрежной зоны и вне ее, обитают ессеи - народ уединенный и самый удивительный из всех, без женщин, без любви, без денег, живущий в обществе пальм. Однако они обновляются все время, и к ним во множестве приходят новобранцы - люди, уставшие от жизни или побуждаемые превратностями судьбы избрать их образ жизни. Таким образом, уже тысячи веков существует, сколь это не невероятно, этот вечный народ, в котором никто не рождается. Так, благодаря им, приносит свои плоды раскаяние, которое их жизнь возбуждает у других".
Понять, кто такие ессеи, из сообщения Плиния невозможно. Поэтому вокруг гипотезы о ессейском происхождении кумрана и кумранских свитков развернулась острая дискуссия. По мнению одних ученых, ессеи - члены некоей религиозной секты, которые вели отшельнический образ жизни. Другие исследователи предполагают, что это просто какая-то особая община иудеев. Третья группа исследователей вообще отрицает существование ессеев.
Пролить свет на тайну кумранских свитков могли в первую очередь сами свитки. Для изучения собранного материала - а его количество оказалось огромным - была создана специальная исследовательская группа, в которую вошли специалисты из разных стран. Состояние попавших в их руки документов было ужасающим: очевидно, в древности существовала традиция не уничтожать старые, истрепанные рукописи священных текстов, а прятать их в укромных местах. А за истекшие две тысячи лет над ними еще основательно "Поработало" время. И теперь перед учеными лежали изношенные, частично разорванные, полуистлевшие, изъеденные насекомыми и грызунами кожаные свитки. Прежде чем прочитать, их необходимо было укреплять и восстанавливать. Можно представить себе, какой колоссальный труд требуется для того, чтобы расправить каждый обрывок, предварительно увлажнив его водяным паром, затем сфотографировать в инфракрасных лучах, затем классифицировать по характеру письма и качеству кожи, наконец, попытаться подобрать к нему другие отрывки, чтобы по возможности получить связный текст ….
Между тем когда ученые еще только приступали к разгадке кумранских свитков, два "Независимых" исследователя, француз и англичанин, уже поспешили опубликовать свое собственное "сенсационное открытие": они заявили, что результаты исследования свитков "представляют собой радикальный переворот в истории христианства". Как будто бы из кумранских текстов следует, что ессеи знали о том, что некий "Учитель Праведности" был распят на кресте, тело его затем было снято и предано погребению и апостолы ожидали воскресения и возвращения на землю своего "учителя" то есть образ, а точнее прообраз, Иисуса Христа якобы уже существовал у ессеев.
"Рукописные свитки мертвого моря - самый большой вызов христианскому учению со времени появления дарвинизма! " - напыщенно заявки авторы гипотезы. Это необоснованное утверждение, несмотря на горячие протесты и опровержения крупнейших ученых, было тут же подхвачено и растиражировано мировой прессой. Особенно широко эта тема "Освещалась" в атеистическом советском союзе, где приветствовалась любая глупость, лишь бы она была направлена против христианства.
Нет никакого сомнения в том, что иудейские секты существовали еще до возникновения христианства. Но поборники "Самого Большого Вызова Христианскому Учению" могут в данном случае отдыхать. Кумранские тексты не содержат абсолютно ничего, что могло бы подвергнуть сомнению основные догматы христианства. Община ессеев, как это явствует из найденных в кумране документов, была глубоко преданна традиционному иудаизму. Некоторые параллели с христианством в ессействе, правда, присутствуют, но они объясняются общими корнями обоих учений, берущих свое начало в ветхом завете. "Таким Образом, Если Ессейство Содержит ряд Элементов, Которые Оплодотворили ту Почву, на Которой в Дальнейшем Родилось Христианство, то не Менее Очевидно и то, что Христианство Представляет Собой Нечто Совершенно Новое, Нечто, Объяснимое в Конечном Итоге Только Личностью Иисуса Христа", - пишет по этому поводу один из крупнейших исследователей кумранской проблемы ж. Т. Милик, сотрудник парижского национального центра научных изысканий.
Открытия в кумране конечно же интересны не той чушью, которую нагородили вокруг них "Антирелигиозные" пропагандисты. Кумранские манускрипты ценны прежде всего тем, что они обогатили бесценными сведениями не только общую историю и историю религии, но и языковедение (наряду с основными древнееврейскими наречиями, в них представлено семь других языков), палеографию - науку о древних рукописях, историю литературы, историю права (некоторые тексты из кумрана представляют собой контракты на куплю - продажу. Это обстоятельство и обеспечило кумранским свиткам мировую известность, далеко выходящую за пределы чисто научного интереса. Сегодня известно, что основную массу кумранских Находок составляют преимущественно библейские тексты и апокрифы, т. е. анонимные произведения религиозного содержания, не считающиеся боговдохновенными и поэтому не включенные в библию. Созданные на протяжении III - I вв. До н. э., они являются ценнейшими документами эпохи.