Неведомые земли и народы севера.
К одним из первых письменных сообщений об обитателях севера относятся сведения древнегреческого историка и географа Геродота (485-425 гг. до н. э. ), давшего в своем бессмертном сочинении под названием "История" описание племен, обитавших далеко севернее и восточнее скифии: гипербореях, исседонах, аримаспах, неврах, будинах, меланхленах, тиссагетах, иирках и аргиппеях.
Это была не выдумка Геродота, он в свою очередь ссылается на легендарного греческого путешественника и поэта аристея, жившего в VII веке до н. э. и сочинившего поэму "Эпос об Аримаспах". Она сохранилась, к сожалению, , внимание, только в виде отдельных строф. Интересна история создания этого произведения. Однажды прошел слух, будто аристей умер, через семь лет он неожиданно объявился в Греции живой и невредимый, и именно тогда в стихотворной форме рассказал эллинам о северных народах. Через некоторое время аристей вновь исчез, но уже навсегда. Так где же он был? Аристей сообщил, что он путешествовал в далекие северные края и побывал у племени под названием исседоны.
"По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов …". В своей "Истории" Геродот сообщает сведения, полученные им самим от скифов, которые рассказали ему о себе и о соседних с ними северных странах. Там якобы, простирает свои воды огромный океан, который, по утверждениям эллинов, "Течет, Начиная от Восхода Солнца, Вокруг Всей Земли", но они не смогли представить доказательств его существования любопытному греку, а тот, естественно, не поверил и констатировал: "омывается ли Европа морем с Востока и с севера, никому достоверно не известно".
Кстати, наиболее раннее упоминание о существовании северного водного пути находится в поэме "Аргонавтика" древнегреческого поэта Аполлония родосского (295-215 гг. до н. э. . он же, в свою очередь, ссылаясь на более раннего автора скимна хиосского, написал, что аргонавты достигли области северного океана по реке танаис (Дон), откуда перенесли свое судно "арго" на копьях до берега океана. В том случае, если вспомнить хорошо известный историкам торговый "Путь из Варяг в Греки", появившийся значительно позднее, то это сообщение, конечно, не вызывает сомнения.
Описывая северные страны, о которых удалось узнать понаслышке, Геродот повествует, что если следовать вверх по борисфену (Днепру), то в верховьях его можно обнаружить племена скифов - земледельцев, которые сеют зерно. На севере за скифской землей живут невры, умеющие превращаться в волков, а вот выше них уже никого нет - дальше простирается безлюдная пустыня.
На Востоке от этой реки выше скифов - земледельцев, занимающих область от середины борисфена до границы на севере, на расстоянии одиннадцати дней плавания вверх по реке, тянется большая пустыня, а за ней живет нескифское племя - андрофаги. Дальше к северу от них простирается другая огромная пустыня, и никаких людей больше нет. А севернее царских скифов, обитающих между реками геррой (южный Буг) и танаисом (Доном), живет также не скифское племя - меланхлены, прозванные так за то, что они носили только черную одежду.
Скифы известили путешественника, что если следовать на север от меотийского озера (азовского моря), то на пятнадцатом дне пути начинаются земельные владения, принадлежащие савроматам. Выше их обитают Будины, земли которых покрыты густым лесом разных пород. Дальше за будинами сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на Восток живут тиссагеты, по выражению Геродота, очень многочисленное и своеобразное племя, живущее охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промыслом зверя заняты. У подножия каких-то высоких гор, рассказывает далее грек, обитают люди, лысые от рождения, как мужчины, так и женщины, плосконосые и с широкими подбородками, одевающиеся по-скифски и питающиеся древесными плодами. Их называли аргиппеями. Области к Востоку от этих лысых людей заселены исседонами, что достоверно известно, подчеркнул путешественник.
Выше исседонов, об этом подтверждает и аристей, живут одноглазые люди - аримаспы и стерегущие золото грифы. Скифы передали эти сведения Геродоту со слов исседонов, а также объяснили название аримаспов: "Арима" у скифов значило единицу, а "спу" - глаз. Получилось - одноглазый человек. Но, вероятно, он ошибался.
Об упомянутых аристеем самых северных народах - гиперборейцах, по словам Геродота, ничего не известно ни скифам, ни другим народам, обитавшим в этой части света, за исключением исседонов, которым тоже нельзя верить, прибавляет он. Он приводит только слухи о том, еще далее живут счастливые гипербореи, живущие за бореем, то есть за пределами северного ветра - на крайнем севере.
Во всех названных странах зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. Он пишет, "в Области, Лежащей еще Дальше к Северу от Земли Скифов, как Передают, Нельзя Ничего Видеть, и Туда Невозможно Проникнуть Из-за Летающих Перьев", которые мешают зрению. Геродот так пытался объяснить причину этого явления: "к северу от скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега, поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями".
В заключение Геродот об областях, расположенных севернее скифии, пишет с трудно сдерживаемой досадой: "Никто Ничего Определенного не Знает … не Видел ни Одного Человека, Который бы мог ему Сказать, что эти Земли Знает, как Очевидец".
Конечно, у Геродота есть и неверные сведения. Почему-то он нигде не упомянул самой главной скифской реки Ра (волги. Наверняка он ошибался, когда говорил, что какие-то большие реки, оар и лик, впадают в меотийское море, где речь шла, вероятно, о самых крупных реках скифии - волге (оаре) и Урале (лик), впадающих не в аральское, а в каспийское море. Можно еще привести много примеров.
И непонятно, почему он взял за ориентир меотийское озеро, когда описывал расположение северно - восточных племен.
Как видно из рассказа Геродота, к самым северным племенам, которые нас, конечно, в первую очередь интересуют, можно отнести гиперборейцев, невров, будинов, тиссагетов, иирков, аримаспов, исседонов. Кого же из них можно отнести к предкам скандинавов, русских, славян и, собственно, таинственных биармов?
Лишь в том случае, если следовать расселению племен, по описанию Геродота, обитавших севернее скифской земли с Запада на Восток, то интересное сообщение будет для нас, конечно, о неврах.
Считалось, что все невры были колдунами, так как каждый невр якобы ежегодно на несколько дней мог обращаться в волка, а затем снова принимать человеческий облик. Из-за какого-то нашествия змей невры вынуждены были покинуть свою землю и поселиться среди будинов.
Лишь в том случае, если вспомнить содержание скандинавских саг, то только финны и биармы отлично ведали колдовством и чародейством, их почитали магами и чародеями. Конечно, было бы заманчиво увидеть в неврах и чуди заволоцкой предков финских племен. Знаменитый русский историк в. Н. Татищев (1686-1750) об этом же говорил, что "Некоторые на Финнов сие Превращение Преносят … О Колдовстве, или Чародействе, их Праведный и Древний Слух Есть до Самой Скаски Волкообрасчения".
В том случае, если, конечно, исключить мистику, то, вероятно, Геродот слышал рассказы о "Волчьих Праздниках", во время которых невры надевали шкуры своего зверя - тотема волка и устраивали ритуальные пляски. В древности у каждого племени был свой тотем - или образ зверя, или птицы, о чем будет ниже подробнее рассказано.
Другой северный народ, обитавший восточнее их, Будины - было большое и многочисленное племя. На их земле находился деревянный город под названием Гелон, с высокой стеной из бревен, длиной 30 стадий (тут, вероятно, Геродот преувеличил, так как длина одной стадии равняется примерно 170-190 м), деревянными были также дома и святилища. Сразу можно представить древнерусский город с теремами, церквями и высокими купеческими домами - Псков, Суздаль, Муром. Будины и Гелоны, другое упоминаемое Геродотом племя, обитали севернее савроматов. По мнению стриннгольма (1835), автора книги "Походы Викингов", эти племена занимали "теперешние губернии России - саратовская, пензенская, симбирская и казанская, еще поныне изобильные густыми дубовыми лесами".
У будинов Геродот особо отметил их голубые глаза и рыжие волосы, часто встречающиеся у финнов, скандинавов и, конечно же, наших предков - северных славян и русов. Кстати, название племени Будины могло произойти от древнеславянского слова Будина, означающего хоромы, или просто живущего в хорошем доме. Важно еще то, что многие более поздние античные писатели также подчеркивали одну особенность будинов - это проживание в добротных деревянных домах.
Вся земля будинов была покрыта густыми лесами разной породы, а среди лесной чащи, по словам Геродота, находилось огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловили выдру и бобров. Мехом этих животных Будины оторачивали свои шубы, а бобровую струю использовали для лечения различных недугов.
О каком озере здесь ведется речь - трудно сказать. Однако, полагаем, что Геродоту не стали бы рассказывать о каком-то обычном водоеме - озере, которых были тысячи по всей скифии. Возможно, им могло быть какое-то самое большое озеро на севере. Не исключено, что это одно из крупнейших водоемов, например: ильмень, чудское, ладожское или даже онежское озеро.
Стоит еще обратить внимание на то обстоятельство, что, вероятно, земли невров и будинов граничили между собой, так как последние легко могли переселиться на землю первых. В таком случае, из рассказа Геродота следует, что андрофаги - самое дикое и единственное племя людоедов, которое жило где-то недалеко (севернее) от невров и будинов.
Кстати, по поводу людоедов, обитавших когда-то на севере, существует интересное сообщение английских путешественников, побывавших в России в середине XVI века. Один из них, стифен берроу, в 1555 году, пытаясь найти морской проход через ледовитый океан в Китай, сделал описание обитавших на севере племен, в том числе, вероятно, и потомков геродотовских андрофагов: "к северо-востоку от Печоры находится Вайгач; там живут дикие самоеды, не позволяющие русским высаживаться на берег; они убивают и едят их, как об этом рассказывают нам русские. Живут они кочующими толпами и в свои повозки впрягают оленей, так как лошадей у них нет".
Вторил ему другой известный английский путешественник, Антоний дженкинсон. Он побывал в России несколько раз в 1558-1560 годы. Со слов жителя холмогор Федора товтигина англичанин записал рассказ о существовании на севере племени людоедов: "на Востоке, за югорской страной, река Обь образует самую западную границу страны самоедов. Самоеды живут по морскому берегу, и страна их называется мангазея. Пищей им служит мясо оленей и рыба, а иногда они между собой пожирают один другого. В случае если к ним приезжают купцы, то они убивают одного из своих детей для самих себя и чтобы вместе с тем угощать купцов. В случае если какой-нибудь купец случайно умрет, будучи у них, то они не хоронят его, а поедают, точно так же, как и своих земляков".
Но вернемся к Геродоту. В северо-восточном направлении от будинов, за простирающейся пустыней на семь дней пути, обитали фиссагеты, - по словам историка, многочисленное и своеобразное племя, живущее охотой. По соседству с ними жило другое племя - иирки.
"Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса. У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним. Над иирками к Востоку живут другие скифские племена".
Судя по локализации фиссагетов (или тиссагетов) и иирков, эти древние народы, вероятно, были прародителями финноугорских племен, или, точнее, одного из них - коми-зырян (команов) и, собственно, самих угров. Кстати, имя парков встречается позднее у Плиния старшего и помпонии мела в форме "Тугсае" и "тигсае", что позволяет сопоставить их также с ургами страбона и с уграми и обрами древнерусских летописей.
Теперь остановимся на других северных племенах, живших восточнее этих двух народностей, часть которых, вероятно, обитала уже за рипейскими горами (каменным поясом, или уральскими горами.
Первые из них аримаспы. Почему же они название одноглазых получили? Например, в. Н. Татищев считал, что название этого племени - сарматское и произошло от сложения слов: ары - значит крайний или внешний, ма - земля или предел, а спу - неизвестно, что означает. Он приводит пример, что вотяки, получившие такое название от реки Вятки, до сих пор называли себя ари, а землю свою - Арима, по его словам, туда раньше и Пермь включалась. Татищев поведал еще об одном древнем историке Дионисии периегете, который считал аримаспов - самоядью (летописное название ненцев) из-за того, что при стрельбе из лука они зажмуривали один глаз. Но это объяснение, конечно, вызывает улыбку.
По другой версии, это были отголоски старых легенд и мифов о циклопах, у которых, как вы помните, был один глаз во лбу. Кроме того, сейчас известно, что в древние времена некоторые северные племена рисовали, вырезали или выжигали на лбу ритуальный "Третий Глаз" - круг, символизирующий "коло" - солнце или луну, о чем свидетельствуют найденные в пермской области очень древние бронзовые фигурки мужчин и женщин с большими кругами на лбу. Отсюда, вероятно, и возникла ассоциация у тех, кто впервые видел аримаспов, что люди с характерным кругом на лбу - одноглазые.
Существует еще одна, на наш взгляд, очень остроумная версия: не секрет, что все коренные северные народы носят меховые малицы и совики, представляющие собой куколь (плотно облегающий наголовник), соединенный с нераспашной одеждой мехом внутрь или наружу. Кстати, эта основная одежда аборигенов севера не претерпела изменений в течение многих тысячелетий и сохранилась до настоящего времени. И конечно, если посмотреть издалека на человека в таком одеянии, то его голова действительно напоминает лицо с одним глазом. Поэтому, вероятней всего, в аримаспах античные писатели могли увидеть предков современных самодийских народов (ненцев, саамов, других народностей) а по мнению Татищева, пращуров тех же коми-зырян.
Другие же племена, обитавшие южнее аримаспов и у которых побывал в гостях греческий путешественник и поэт аристей - исседоны, оказывается, тоже считались "Одноглазыми". Об этом он повествует сам (кстати, это единственные строчки, сохранившиеся от его большой поэмы: "исседоны, чванящиеся длинными волосами. / Эти люди живут вверху, в соседстве с бореем, многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями, стадами овец и быков. / Каждый из них имеет один глаз на прелестном челе; они носят косматые волосы и являются самыми могучими из всех мужей".
По нашему убеждению, те же иирики, аримаспы, исседоны или часть их обитали не только на севере уральского хребта и ниже, в его предгорьях, за каменным поясом, и, вероятно, они могли являться предками народности хантей и манси (по летописным источникам - Югры или угры. В первом томе своей знаменитой "Истории Российской" в. Н. Татищев в одном из комментариев высказал мнение по поводу имени исседонов: "есседоны, мню, имянованы комани, у русских угры".
Далее Геродот сообщил о фантастических и странных народах, живших на севере, отделенных высокими, недоступными горами, и которых, по его словам, еще никто не переходил. И, вероятно, под ними он также подразумевал уральские горы: "На Горах Обитают, Хотя я Этому не Верю, Козлоногие Люди, а за Этими Горами - Другие Люди, Которые Спят Шесть Месяцев в Году" (Кн. IV, 25. Любопытно отметить, но среди русского населения известно одно, жившее веками древнее поверье, что где-то далеко на севере существовало царство лук.