Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Предки шумеров жили в Трансильвании?

16.06.2024 в 20:28

В 1961 г. научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или месопотамии. Неожиданная Находка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке тэртерии.
Что же поразило ученых?
Предки шумеров жили в Трансильвании?
Примерно в 20 км. От тэртерии находится холм турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца ХIХ в., но полностью так и не раскопали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов.


Такие же знаки на черепках нашли и в родственном турдашу неолитическом поселении винча в Югославии. Тогда ученые знаки за простые клейма владельцев сосудов сочли. Потом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 г. археологи появились уже на холме тэртерии.
Работа ученых близилась к завершению. И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и. три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.
Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились , внимание, только с одной стороны.
Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. От этих табличек все пришли в возбуждение.

Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегося открытия, румынский археолог Н. власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тыс. До н. э.
Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение.
Но археологов ждал еще один сюрприз. Найденные таблички оказались на тысячу лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом почти семь тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?
В 1965 г. немецкий шумеролог Адам фалькенштеин высказал предположение, что письменность возникла в тэртерии под влиянием шумера. Ему возразил М. с. худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности.
Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их - то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Спора нет, идеи худа и фалькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие между появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует? Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий.
А что же таблички? На первой - прямоугольной - нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках.
Вторая табличка вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки разделена. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?
Кстати, круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на трансильванской табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в джемдет - насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение.

Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу.
Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "Козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина - смерть", "птица".
Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, еще одна поразительная случайность? Скорее всего, нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным, науке подобные совпадения известны.
Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации мохенджо - даро и хараппы со знаками письменности кохау - ронго - ронго далекого острова пасхи.
Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и тэртерии и джемдет - насра из одного общего корня.

Похоже, в руках исследователей находится своеобразный ключ к дешифровке письменности тэртерии: не зная, что написано, они уже знали, в какой последовательности им надо читать. Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке.
Конечно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов.
Российский эксперт - шумеролог а. кифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам: тэртерийские таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения; текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со "Списком" из шумерского города джемдет - насра, а также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре кереш; знаки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки; содержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждается Находкой в той же тэртерии расчлененного трупа мужчины; имя местного бога шауэ идентично шумерскому богу усму. Эта табличка была переведена так: "в княжение сороковое для уст бога шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый".

На круглой табличке прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество невелико их в каждом квадрате. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало. Таким образом, если применить метод кифишина, то перевод надписи звучит так: "Четырьмя Правительницами Лика Бога Шауэ Старейшина Разума Глубокого Сожжен Один".
Что за смысл заключен в надписи? Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из джемдет - насра. В нем содержится список главных сестер - жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы - правительницы были в тэртерии?
Но есть и другое совпадение. В надписи из тэртерии упомянут бог шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Так кем же были древние жители тэртерии, писавшие "По-шумерски" в V тыс. До н. э., когда самого шумера еще и в помине не было! Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV - XII тыс. До н. э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как же могли они передать свою письменность народам юго - восточной Европы? Вопрос немаловажный. А ответа на него пока нет.

Когда малость улеглось волнение, связанное с табличками, вспомнили и о забытых знаках на черепках турдаш - Винчи. Сравнили их с тэртерийскими: сходство было очевидным.
А это говорит о многом. Письменность тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тыс. До н. э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.
Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!
Оказалось, что древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры турдаш - Винчи по пиктографическим знакам на керамике.
Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной трое (начало III тыс. До н. э. . тогда же они появляются и в других районах малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита.

Нельзя не согласиться и с предложением археолога в. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тыс. До н. э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи.
К тому же известно: создатели балканской культуры Винчи в V тыс. До н. э. прорвались через малую Азию в Курдистан и хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.
Так что же, изобретателями шумерской письменности не шумеры? Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в шумере, датируемая концом IV тыс. До н. э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме? На этот парадокс обращали внимание все шумерологи.
Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тыс. До н. э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада.

Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд - символов. Процесс же полифонизации (т. е. разнозвучания одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого.
Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, наконец, полностью уничтожала само гнездо.
Распались гнезда - символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье. Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу персидского залива, наблюдается аналогичное явление.
Вывод напрашивается однозначный: шумеры (как и вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись. Но что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет. Но ясно: лишь изучение всего комплекса памятников культуры турдаш - Винчи, к которой относятся и тэртерия, может приблизить нас к разгадке тайны трех глиняных табличек.