На севере Судана исследованы десятки пирамид первого тысячелетия до нашей эры.
Ezomir.
В результате раскопок под руководством египтолога Венсана франсиньи в седеинге (северный Судан) исследованы 35 пирамид, датируемых концом первого тысячелетия нашей эры. Это уже не первые раскопки в Седеинге. Ранее исследователи здесь неолитические поселения V тыс находили. До н. э., храм, построенный фараоном Xviii династии аменхотепом III в честь своей жены Тии, и другие памятники.
Эта местность, населённая кушитскими племенами, в течение нескольких периодов своей истории находилась в прямой зависимости от Египта, поэтому для её памятников характерен синкретизм культов и верований. Найденные здесь пирамиды - одни из самых молодых в Африке, а кроме того они, в отличие от египетских, весьма скромных размеров. Ширина основания наибольшей из раскопанных в седеинге пирамид - около 7 метров, а наименьшей, вероятно, предназначавшейся для детского погребения, - 75 сантиметров.
К сожалению, комплекс находится на средневековом караванном пути, поэтому многие пирамиды были разрушены и ограблены ещё в древности. К тому же стены пирамид разбирали для строительства более поздних построек. Поэтому учёным приходится лишь предполагать, как выглядели эти пирамиды. Согласно предположению франсиньи, каждая пирамида была увенчана замковым камнем с изображением лотоса, птицы или солнечного диска.
Кушитские племена, завоевав Египет, позаимствовали у египтян религиозные обычаи, а сама кушитская (XXV) династия получила в Египте славу "Ревнителей Веры". Вместе с тем есть и немало отличий: кушитские пирамиды значительно больше вытянуты по вертикали, построены они не из камня, а из необожжёного кирпича, причем из кирпича выкладывали только стены и свод погребальной камеры, а также внешние стены, оставляя внутри значительные пустоты. Круглая планировка погребальной камеры восходит к местной традиции круглых погребальных курганов, тогда как внешняя форма пирамиды относится к египетским заимствованиям.
Открытая франсиньи табличка с заупокойным текстом, написанным мероитским письмом, также свидетельствует о синтезе египетских и кушитских религиозных элементов. Вот её текст: "о исида! О осирис! Это Аба -ла. Сделайте так, чтобы её напитком были обильные воды! Сделайте так, чтобы она ела обильные хлеба! Прикажите, чтобы ей подавали хорошую еду! К египетским богам загробного мира обращаются не по традиционному египетскому канону, а в соответствии с кушитскими верованиями. На этой табличке изображены исида и собакоголовый бог анубис. Тем не менее, родственники абалы обращаются не к анубису, а к осирису. Это свидетельствует о том, что в религиозном сознании кушитов конца I тыс. До н. э. эти божества соединились в одно, чего не наблюдалось в Египте.
Ещё один пример религиозного синкретизма в мероитских текстах, найденных при раскопках в седеинге - почитание атийе. Так называли и храм тийи, и саму обожествлённую тийю, причём в её образе слились фигуры нескольких богинь, в частности кушитской богини - матери и египетской исиды. Обширный некрополь, функционировавший более тысячи лет (с VII в. до н. э. до V в. н. э. ) возник именно потому, что кушиты верили в божественность атийи и хотели расположить своих умерших как можно ближе к её храму.