Монгольский зуб будды как Находка транснационального значения.
Ezomir.
Обстоятельства Находки. Обычный скотовод по имени бадамдорж сохранил для Монголии реликвию, которой нет цены. Более того, эта Находка имеет все шансы стать важным элементом новой монгольской глобальной политики.
Обстоятельства Находки. Обычный скотовод по имени бадамдорж сохранил для Монголии реликвию, которой нет цены. Более того, эта Находка имеет все шансы стать важным элементом новой монгольской глобальной политики. Неизвестно, каким образом она попала в руки бадамдоржа, однако известно, что в результате разгрома буддийской церкви в Монголии в 1930-х годах зуб попал в академию наук Монголии. Известные монгольские ученые дэндэв и пэрлэ скрывали реликвию от официальных властей, опасаясь, что зуб будды может быть реквизирован в пользу одного из советских музеев. Так или иначе, но благодаря молчанию ученых зуб сохранился в Монголии и теперь передан на временное хранение в музей богдо - хана в Улан-баторе. Сотрудник музея известный ученый и общественный деятель Монголии ням - Очир в личной беседе сообщил мне, что в настоящее время на уровне правительства решается вопрос о возведении особого храма зуба будды по аналогии с подобным же храмом в Шри-ланке. Но если подлинность зуба будды в Шри-ланке признается всем буддийским миром, то насколько можно быть уверенным в подлинности монгольской Находки? Как вообще столь ценная реликвия могла очутиться в Монголии?
Добыча хубилая. Вероятно, история зуба будды в Монголии восходит ко временам империи. Император юаньской династии хубилай - хан, обращенный тибетцами в буддизм, пытался заполучить останки будды еще в 1284 году. Тогда им был послан флот в Шри-ланку с целью захвата знаменитого зуба будды, хранящегося в Канди. Экспедиция оказалась неудачной, однако зуб будды хубилай все же заполучил, хотя и другой. Подчинившееся монголам одно из маленьких королевств малайского архипелага Индонезии прислало зуб будды в качестве дани. После падения юаньской империи зуб попадает в тибет, а в 1585 году далай-лама III возвращает святыню назад в Монголию. На протяжении нескольких столетий зуб хранился в монгольском монастыре Эрдэни - дзу, пока последний не был закрыт коммунистами. В случае если подлинность Находки будет признана другими буддийскими общинами мира, то Монголия войдет в ограниченное число буддийских государств, хранящих останки будды шакьямуни.
Четыре зуба, палец и череп. Согласно сохранившимся письменным свидетельствам, перед своим уходом будда завещал кремировать свое тело. По брахманскому обычаю, тело основателя буддизма сжигали в железном саркофаге, заполненным маслом на костре из сандалового дерева. После того, как похоронный костер погас, один из учеников будды архат кхема извлек из пепла сохранившиеся останки будды: четыре зуба, верхнюю часть черепа, фалангу среднего пальца руки, кусочек теменной кости, незначительные фрагменты скелета и покрывал, в которые было обернуто тело. Останки были поделены на восемь частей и справедливо разделены между буддийскими общинами. И хотя сам будда просил своих последователей не поклоняться останкам своего тела, мощи стали объектом поклонения сразу же после его ухода. Особым почетом пользовались зубы будды. Самый значительный культ зуба будды возник в Шри-Ланке. Там этот культ фактически на уровень государственного возведен. Еще один признанный подлинным зуб будды хранится в храме лингуан, что недалеко от Пекина. Из Индии этот зуб попал сначала в уддияну, древнее буддийское королевство, находившееся на территории современного Пакистана, а затем в хотан, город - оазис центральной Азии. Оттуда в Китай эту реликвию доставил знаменитый китайский монах фасянь. Статус других реликвий, хранящихся в Японии, Сингапуре, Тайване и США и выдаваемых за зубы будды, остается неопределенным. Недавно к этому списку присоединилась и Монголия. В числе других артефактов, якобы относящихся к телу будды, известны фаланга пальца, верхняя часть и другие фрагменты черепа будды. Эти реликвии находятся в собственности КНР и Индии, где внесены в список реликвий национального значения этих стран. Они, впрочем, были найдены не так давно - в 1987, 2008 и 1972 году соответственно. Они еще не получили всеобщего признания, а их достоверность пока находится под вопросом.
Священные реликвии как часть политики. Еще до нашей эры останки будды использовались как инструмент политики. Буддийский император Ашока посылал реликвии в страны, на которые хотел распространить влияние своей империи. За обладание реликвиями велись войны, поскольку они рассматривались как символы власти. На ланкийский зуб будды покушались монголы и португальцы, а храм лингуан был однажды разграблен англо-французскими оккупационными войсками (зуб будды тогда чудом не пострадал. Даже в наше время политическое значение реликвий будды остается большим. В 2011 году власти КНР устроили пышную церемонию с вывозом зуба будды в Мьянму, использовав это событие для сближения с правительством этой страны. В прессе этот шаг доброй воли описывался как буддийская дипломатия. В случае с Монголией, новообретенная реликвия призвана стать символом воссоединения Монголии с содружеством буддийских государств.
Зуб будды как реликвия транснационального значения. Для внутренней политики Монголии зуб будды - эпохальная Находка. Для страны, строящей новую национальную идентичность на буддийском фундаменте, реликвия такого уровня может занять центральное место. Наряду с национализацией линии перерожденцев джебцун - дамба - хутухт вставить ссылку на статью движется ли Монголия к восстановлению теократии обнаружение части тела будды важный шаг на пути к восстановлению престижа главной религии монголов. Кроме того, это важный шаг в устремлениях Монголии стать центром притяжения для монголов КНР и России. Недаром важный тибетский иерарх акья - ринпоче, которого монгольское правительство одним из первых пригласило на поклонение реликвии, заявил: "это священная реликвия будды. Я такой реликвии третий раз в своей жизни поклоняюсь. Очевидно, что эта священная реликвия должна находиться на земле великой империи прошлого. Прошу хранить ее. Она должна стать святыней не только для монголов Монголии, но и для монголов всего мира". Подлинным признал зуб будды и его святейшество далай-лама. Зуб будды уже внесен правительством в официальный список объектов культуры и религии национального значения Монголии. Так что в ближайшие годы следует ожидать паломнические потоки на поклонение зубу будды. Следовательно, значение Монголии как религиозного центра для монгольских народов будет неуклонно расти.