Масоновед Василий Ф. Иванов, живший в Харбине, про масонские связи семейства Рерих:
Ezomir.
Н. к. Рерих с женой и взрослым сыном покинул Россию еще при керенском. Выехав из России с семьей и без всяких средств, Рерих очень быстро делается богатым человеком, и с головокружительной быстротой становится мировой знаменитостью. Своим возвышением и богатством Рерих масонству обязан.
По приезде за границу, Рерих входит в масонские организации, и в частности в общество теософов.
"Я, - пишет Крымов, живший в Лондоне с Рерихом в 1919 г. - бывал на спиритических сеансах Рериха и знаю эту трагикомическую историю. Жена Рериха и его два сына, живя в Лондоне а 1919 г., чтобы развлечь впавшего в меланхолию отца, стали морочить его на спиритических сеансах. Семья Рериха устраивала спиритические сеансы у меня на квартире, и мне до сих пор весело, когда я вспоминаю. И еще. Русский художник Николай Рерих тоже теперь теософ, спирит и тибетский мудрец. В. Крымов. Люди в паутине, стр. 209.
Из Лондона Рерих переехал в Америку, где он сам и его жена заняли высокое положение среди теософов. В 1926 году нью-йоркское теософическое общество командирует Рериха на съезд теософов в Ссср для обсуждения там с советским правительством каких-то десяти пунктов. Восемь из этих десяти пунктов были согласованы, а два изменены в соответствии с желаниями советского правительства. После этого советское правительство устраивает Рериху поездку в Ургу и помогает его путешествию через Гоби. Москва по радио просит фын - юн - Сяна оказать полное содействие экспедиции Рериха, идущей на верблюдах из Урги, через Гоби, на гор. Суджоу (сев. Кансу и далее в Тибет.
Жена Рериха, Елена Ивановна, живущая сейчас в адьяре, является "Теософской Мадонной", каковая роль, после посвящения в высшую теософско - масонскую степень, перешла к ней от Анни безант, недавно умершей. До а. безант это место блаватская занимала.
Что касается настоящей деятельности самого Рериха, то она сводится к обычной масонской работе, и ни в творчестве его, ни в философских построениях ничего нового и оригинального не содержится.
Талантливый художник, каких в России и эмиграции имеется достаточное количество, Рерих по масонскому желанию и велению превращается в величину мирового значения. Здесь суть не в таланте и способностях возвеличиваемого, а в пригодности его для масонских целей. Нужно лишь наличие некоторой талантливости, как зацепки, как предлога: деньги и реклама сделают остальное. Честолюбивый и корыстолюбивый, законченный эгоист и авантюрист большого масштаба, Рерих оказался самой подходящей фигурой для темной масонской игры. Для начала ему создают самую широкую популярность в северо - американских соединенных штатах, и вскоре же "Друг Америки", как называют Н. к. Рериха в САСШ, создает "институт соединенных искусств" и "корона мунди" - центр интернационального искусства. 24 марта 1924 года в Нью-йорке был открыт музей имени Рериха, названный "Дом Мастера", где помещаются его картины, собранные уже в количестве нескольких сот экземпляров. 7 мая 1924 года Рерихом учреждается издательство "Алатас" (сибирское слово, обозначающее "белый камень". Но особенную славу и известность Рерих получил после возвращения из экспедиции по странам Востока, каковую экспедицию он совершил на американские деньги и возглавлял по американскому желанию.
Одновременно он является легатом великого белого братства аморк (древний мистический орден Розен - крейцеров) и в масонских кругах занимает весьма видное место, а потому вполне естественно, что находит самую широкую и энергичную поддержку всего мирового масонства, особенно же американского и французского. По приказу американского масонства его всемерно поддерживает мировая масонская организация - ХСМЛ, почетным советником которой он состоит. Высший орган французского масонства - великий Восток Франции - содействовал тому, что Рерих за пропаганду пацифизма был награжден орденом почетного легиона. Пакт Рериха принят мировым масонским ареопагом - лигой наций, масоном - президентом чехословацкой республики массариком, масонами метерлинком, Эйнштейном, робиндранатом тагором и др.
Вся популярность и слава Рериха зиждется на его принадлежности к масонству, и без поддержки ордена вольных каменщиков Рерих никогда бы не поднялся на ту высоту, на которой находится в данное время.
Но избрав Рериха своим фаворитом, масонство требует от него работы и посылает его туда, где он наиболее может быть полезен своему хозяину.
И Рерих работает. Своими туманными и подчас бессмысленными для незнакомых с масонством рассуждениями он выполняет задания, в масонском характере коих сомневаться не приходится. При ближайшем рассмотрении его деятельности обнаруживается следующее:
I. в религиозной области Рерих проповедует религиозное безразличие и синтез всех религий, ставя в ряд православную христианскую веру, бредовые секты и язычество.
В 1926 году по рекомендации и при помощи Рериха была издана книга "Чаша Востока", написанная одним из великих махатм, т. е. гималайских святых, в каковой книге содержится все исповедание Рериха.