Монастырь гегард. Ezomir.
Народная мудрость учит, что свято место пусто не бывает …. В Армении таких "Неслучайных", святых мест очень много. Одно из них - монастырь гегард, который расположился в 40 км от Еревана, в ущелье реки гохт. Другие его названия - гехард, гегардаванк, айриванк. Слово "Ванк" с армянского языка означает монастырь, "гегард" - копье, "айри" - пещера. Уже из названия можно угадать сложную и переменчивую историю этого места. Местные жители его еще до принятия христианства почитали
. Тут уже тогда были пещеры, и в них был чудодейственный святой источник. Согласно легендам в IV в. именно здесь святой Григорий просветитель основывает монастырь, который и получил название айриванк (пещерный монастырь. Но в IX - X вв. Монастырь не раз захватывался войсками арабского халифа, был разграблен и полностью уничтожен.
Оказавшись в этом монастыре, турист видит на стенах церквей множество барельефов. Конечно, опираясь на свой опыт и известные христианские символы, он пытается их интерпретировать. Однако христианский символизм тут не поможет. Важнее иметь представление об истории устройства обители. В Xiii в. под покровительством грузинской царицы Тамары и ее военачальников эти территории освобождают от захватчиков, и начинается восстановление гегарда. В это время монастырь оказывается на землях князей закарянов, а к концу Xiii в. его приобретают князья прошьяны. Именно при прошьянах в Xiii в. строятся основные сооружения монастыря. Он превращается в их княжескую усыпальницу, а во времена вражеских нападений становился укреплением. С этих позиций становится более очевидно, что большинство барельефов на стенах церквей связаны геральдикой и с аллегорическим изображением борьбы княжеского рода со своими врагами, а не сюжетами из святого писания.
На этом этапе своей истории гегард также называли "Монастырь Семи Церквей" и "монастырь сорока алтарей". Вероятно, за то, что среди армянских богомольцев и монахов широко распространена практика столпничества. В пещерах, скальных церквях можно увидеть многочисленные достаточно глубокие и узкие ниши, в которых нет ни окон, ни дверей, в которых поместится не больше одного человека. Это места для уединения и молитвы, постоянной внутренней, так называемой, умной молитвы - "Исихия". Отличие от службы в храме в том, что человек в такой ситуации предельно сосредоточен на своем внутреннем мире, своей молитве и общении с богом.
Гегардаванк монастырь называется за то, что здесь долгое время хранилось копье Лонгина, то самое копье, которым был пронзен Иисус Христос на кресте. Считается, что это копье привез в Армению апостол Фаддей. Первое упоминание о появление этого копья в монастыре относится к началу Xiii в. теперь оно хранится в резиденции католикоса всех армян в Эчмиадзине.
Весь комплекс относительно небольшой и находится у подножия высоких обрывистых скал. С другой стороны он заключен двухэтажными служебными помещениями, которые в последний раз перестраивались в конце XX в. в центре находится самая большая церковь монастыря катогике, построенная в 1215 г. на Запад от катогике устроена ризница - гавит. На северо-запад от гавита находится церковь авазан, высеченная в скале в 1240 г. на месте той самой пещеры, где берет начало святой источник. В восточной части авазана находятся жаматун (усыпальница князей прошьянов) и церковь аствацацин (пресвятой богородицы), они тоже высечены в скале. Также на территории комплекса есть верхний жаматун и многочисленные кельи и помещения, устроенные в пещерах и скальных нишах.
Интересны барельефы в княжеской усыпальнице: два Льва связанные цепью, с хвостами в виде драконов, летящий орел с ягненком в когтях, голова быка. Как правило, сами армяне и местные гиды ничего об это сказать не могут, кроме того, что это княжеский герб. Дело в том, что в средние века одним из критериев легитимности княжеской власти была ее древность. Поэтому аристократы пытались породниться с представителями древних, легендарных родов, которые существовали еще задолго до принятия Арменией христианства. На их гербах изображались мифические первопредки, сюжеты из языческой культуры, а один и тот же сюжет мог повторяться у разных княжеских родов, что свидетельствовало либо об их родстве, либо об одинаковых занимаемых должностях на службе, например, в Византии. Так, у древнейшей легендарной династии ерванидов, которая происходила от персидских сатрапов, первопредком был бык, который и изображался, как их символ. Те князья, которые были на службе в византийской империи военачальниками, среди своих символов имеют орла с ягненком или руном в когтях. Орел - самый известный символ и римской, и византийской империй. Львы же всегда характерны для местных династий, причем не только в Армении. Лев - символ справедливости, славы, чести, доблести и силы у разных народов становился символом местных династий.