Мировое древо и пять частей света.
Кодекс фейервари - Майера.
Первая страница кодекса фейервари - Майера (Fejervary - Mayer) великолепно демонстрирует картину мира, каким его видели ацтеки (предположительно.
Все изображение условно разделено на пять основных частей.
Центр мира.
В центральном поле, символизирующем центр мира, представлен бог огня, который легко узнаваем по огненно - красному цвету кожи. Он является прародителем, матерью и отцом всех богов. Его также почитали как властителя четырех сторон света, того, кто есть пуп земли, старого бога, желтое лицо, язык пламени, бога середины и центра и повелителя красного дома рассвета.
Верхняя половина лица его окрашена в желтый цвет, нижняя - в черный. Головной убор украшен изображением птицы котинга надо лбом и ухом ягуара на затылке. В правой руке бог удерживает копьеметалку, в левой - несколько копий - дротиков.
В четырех направлениях от божества расходятся кровавые ручьи, обозначающие четыре стороны света: Восток, север, Запад и юг.
Восток.
Сверху от центральной части изображено поле, в основании которого находятся ступени. Как и лестницы храмовых пирамид, они окрашены в красный цвет. Над ступенями расположен символ солнца, который явно указывает на то, что эта часть символизирует восточную часть мира - солнечное царство.
Над солнечным диском возвышается цветущее дерево, в ветвях которого сидит птица кетсаль. Яркие цветы и зеленое оперение кетсаля символизируют богатство, живительную влагу, плодородие и процветание. Индейцы верили, что именно восточные ветры приносят дожди. На Востоке же обитали и души убитых и принесенных в жертву воинов.
Рядом с этим полем находится окончание одного из кровавых ручьев, которое выполнено в виде руки бога солнца.
Север.
В поле слева от центральной части изображено дерево в виде колючей агавы с разветвленным стволом. Мрачную картину дополняет хищная птица: в ветвях дерева сидит орел.
У основания дерева стоит ритуальная чаша, в которой находятся окровавленные кости и резиновый мяч. Содержимое блюда символизирует ритуал жертвоприношения, кровопускания.
Образ орла не случаен. Принесенных в жертву богу солнца воинов называли воителями орла, или обитателями края орлов.
Эта часть света ассоциировалась с безжизненными пустынными территориями, степями, колючими растениями и опустошающей войной.
Кровавый ручей, идущий от бога огня из центра мира, оканчивающийся рядом с этим полем, принимает форму ноги - культи бога тескатлипока.
Запад.
С Запада, со стороны заходящего солнца, где земля поглощает солнечный свет, выходят монстры - демоны, ассоциирующиеся с солнечным затмением, ночной темнотой. Согласно мифам, когда-то они были звездами, но затем были изгнаны и превратились во властителей царства тьмы. Именно эти существа станут предвестниками и инициаторами уничтожения мира.
Из головы монстра прорастает дерево с длинными плодами по всему стволу. На кончиках ветвей дерева находятся шары, вероятно, из перьев. В ветвях дерева сидит колибри.
Запад ассоциировался с закатом, луной, женщиной и кукурузой. В этой части света, согласно мифам, произрастали все мыслимые и немыслимые растения, употребляемые в пищу. Вытянутые плоды западного дерева, вероятно, представляют собой початки Маиса.
Кровавый ручей, идущий от бога огня, оканчивается рядом с западным полем изображением ребер и позвоночника, т. к. Запад - область мертвого (заходящего) солнца.
Юг.
В поле справа от центра изображена огромная раскрытая пасть, забирающая жизни умерших. Эта часть света, где солнце проводит большую часть года, ассоциировалась с огнем, теплом, пальмами, какао.
Из пасти прорастает дерево какао, с хорошо узнаваемыми плодами по всему стволу. В ветвях сидит желто-зеленый попугай.
Интересно, что эта южная часть мирового дерева отдельными элементами напоминает северную: одинаковое расположение ветвей, очень похожие друг на друга цветы. Сходство можно увидеть и в окончании кровавого ручья, протекающего рядом с южным полем. Оно выполнено в виде головы бога, окраской лица напоминающего тескатлипоку, чьей ногой завершался северный ручей. Вероятно, это связано с тем, что одним из воплощений тескатлипоки был принесенный в жертву бог тлакочкалко - воитель дома копий, покровитель погибших воинов и хранитель арсеналов. Он ассоциировался с севером и играл важную роль в погребальных ритуалах и церемониях кремации. Но в то же время тескатлипоку называли и воином юга. Таким образом, он ассоциировался сразу с двумя сторонами света.
Такими видели ацтеки пять частей света. Мы не стали углубляться во множественные смысловые пласты данного изображения. Так, например, вовсе не упомянута календарная символика и летоисчисление. Возможно, напишем об этом в другой раз.