Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Соловей-Разбойник. Соловей - разбойник - кто он?

19.12.2015 в 18:57

Соловей-Разбойник. Соловей - разбойник - кто он?

Еще с детства нам знакомы сказки о подвигах русского богатыря Ильи муромца и разбойничьих выходках противненького свистуна по прозвищу соловей. О муромце известно, что он - реальная историческая личность, его останки хранятся в пещерах киево-печерской лавры. А как насчет соловья? Оказывается, и он жил на самом деле. Неплохо устроившись на. Киевских землях.

Соловей-Разбойник. Соловей - разбойник - кто он?Так уж сложилось, что для советских мальчиков и девочек рассказы о соловье ходили в паре с рассказами о муромце. Отдельно соловей как бы не существовал. Тем не менее в украинских селах из поколения в поколение передавались предания о князе по фамилии соловей, который, по всей видимости, и стал прототипом былинного разбойника. Существует даже версия, что название броварского района киевской области пошло от "Бравых" или "боровых" воров, поселившихся в здешних лесах во времена киевской Руси.

Все приведенные ниже результаты исследования "дел Давно Минувших Дней" принадлежат местным жителям: историкам, археологам, фольклористам. В учебниках и книгах по истории информация по этому поводу попросту отсутствует. Дело в том, что броварской край каким-то образом "Выпал" из общей истории нашего государства. Сегодня броварчане постепенно заполняют пробелы, собирая по крупицам подробности жизни своих предков, которые веками умышленно перекручивались или умалчивались.

Князь и двадцать разбойников.

- жизнь, описанная в сказках, на самом деле не была такой уж сказочной, - рассказывает краевед Владимир гузий. - древние исторически летописи в свое время поддавались цензуре княжеской власти, вследствие чего приобрели идеологическую окраску. Именно так появились герой муромец и антигерой соловей. Былины и предания о них сохранились в селах в округе броварского леса - княжичах, Броварах, требухове, зазимье, погребах, Рудне.

Кто же такой соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, рассказывающее об основании Броваров: "в лесу броварском жил соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники накрали девчат и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили за добычей". Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и по сей день.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который держал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок князь кий, соловей брал налог с пешего и конного, переправляющегося через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили немалую прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций соловья находилась в лесу, на реке дарница (ныне это урочище двирец в с. княжичи.

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал здесь налог - дар. На северной торговой дороге тоже была своя дарница (теперь - сельский уголок в с. летки) и поселение соловья - кутузовое (Николай гузий предполагает, что с. кутузовое - ныне с. погребы, потому что в погребах - кутузках в древности держали узников. В нем был перевоз и стоял еще один дворец - зазимний, где жила его семья. Третий дворец как урочище на Трубеже возле с. Русанова известен. Там и сегодня распространена фамилия соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в с. Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях - близнецах с такой фамилией, которые жили здесь сто лет назад, славясь недюжинной силой до глубокой старости. Не генетическая ли наследственность древнего рода?

Предание соловья "Рахмановым Сыном называет". Слово "Рахман" (брахман) имеет индоевропейские корни и обозначает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен соловья - Будимирович. В 1616 году правитель броварского края - Янович, принял историческое имя соловья, давая понять жителям края, что он тоже "Будит мир" восстанием против поляков (Будимир значит "петух".

Крестовый поход муромца.

Что же не поделили соловей и муромец? Былины южно - киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец - чужак - завоеватель, принявший христианскую веру, соловей - местный князь - язычник, защищающий славянскую независимость от наемников и князей вражеского варяжского племени.

Дело в том, что князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его сторонников. Поэтому он бросил клич мужам из чуди, муромы, вятичей, кривичей заселять грады на десне, Остре и Трубеже. На сей клич отозвался и муромец. Кстати, академик Петр толочко, исследуя систему киевских крепостей, трактует их строительство не так для потребностей защиты от степовиков, как для поселения чужаков в противовес местному боярству.

Так вот, по дороге в киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину землей святорусской называет. Он непокорных черниговских мужиков побеждает. В другом варианте - трех царевичей - бунтарей. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание соловьиной заставы, где на семи дубах сидит соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и сугубо броварской вариант названия - выглядка (известно одноименное урочище над трубежом.

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов - это старая киевская летняя или дуковая дорога. Она проходила возле о. муромец, через с. погребы. По преданию, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь соловья - разбойника Елена сиверянка. В былине также упоминается река смородинка, которая протекала вблизи соловьиных дубов, в другом варианте - где леванидов крест. Краеведы утверждают, что речь идет о реке плоская руда, второе название которой смолянка. Местные жители назвали ее так из-за черного, торфяного, цвета воды. Это ведет к народной цветовой ассоциации: черный - смоляной - смородиновый. А вот ручеек колодня, протекающий около с. Рудня, может служить объяснением былинному "Дорожка Заколоденна". Имеются сведения о "Диких" дорогах, которые перекрывали столбами поваленных деревьев против вражеской конницы. Вот почему конь муромца так часто спотыкается.

Свист вместо меча.

Итак, получив точные данные о местонахождении заставы, русский богатырь с отрядом напал ночью, внезапно. Соловью выбили правый глаз и он свалился с дерева, став легкой добычей. Ведь воевал соловей не с оружием, а с помощью звериного крика и птичьего свиста. Согласно былине, "Муромцы" услышали неизвестный в северных краях рев трубежских туров. Разбойники соловья, как опытные охотники, могли ему подражать, так же как и свисту ночного пугача - сыча, который предвещает несчастье.

Илья хотел убить князя, вынуть сердце - душу, но тот попросил оставить душу на покаяние (вероятно, речь идет о каком-то неизвестном языческом обычае. Муромец требует от разбойника: "скажи, где твоя казна золотая лежит! " Тут проявляется истинный интерес Ильи, ведь соловей, как удельный князь, был небеден. Муромец посадил пленного в клетку (как позднее, по московскому обычаю, Степана Разина. А возле с. погребы он встречает двенадцать сынов - соловьят. Они хотят помочь отцу, но соловей отговаривает. Почему? Может, силы были неравными и отцу было жаль детей. Муромец ставит ультиматум: "Если вы, Соловьята, не Привезете в Киев Свои Пожитки, то Всем вам - и Молодому, и Старому - Смерти не Минуть".

Старшая дочь соловья тоже хотела освободить отца: "как подъехал богатырь к дому соловьиному, выскочила Елена на широкий двор, схватила палицу чугунную и замахнулась ею на Илью муромца. Захотела ударить его по буйной голове. Но знал Илья муромец увертки богатырские и увернулся он от удара великого. Удар ему лишь по правой руке пришелся".

В Киеве плененный и раненый соловей вел себя достойно. Алешу поповича обругал, Добрыню назвал слугой, а великому киевскому князю заявил: "не твой я холоп, не служу тебе! " Согласно былине соловья убили, а тело бросили на растерзание собакам. Тут сразу возникают ассоциации с убийством суздальцами Андрея боголюбского, чье тело тоже выкинули на улицу. Позже, как рассказывают броварские предания, соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином кострище, отслужив над ним тризну. Попрощаться с вожаком пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Сверху насыпали курган - могилу.

Могилу соловья сровняли с землей.

- после смерти соловья его родных и волхвов сожгли вместе с зазимним двором сторонники князя Владимира, - продолжает рассказ краевед Николай барбон. - позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою вотчину, пригодную для проживания зимой - село зазимье.

Вплоть до 60-х годов прошлого века в урочище стыгло (возле одноименного озера) возвышался курган. С детства помню, как местные старики утверждали, что это могила соловья. Говорили и о его несметных сокровищах, зарытых где-то в броварском лесу. Одним из наиболее вероятных мест считался тот же курган. Поэтому горе - кладоискатели практически уничтожили его.

В 1963 году я с товарищем решил обследовать курган. Он был около сорока метров в обхвате и метров семь в высоту. Попробовали зондировать почву вокруг кургана, но в радиусе полуста метров не выявили признаков культурного слоя. На верхушке и у подножия кургана уже кто-то копал, да забросил. Мы тоже сделали трехметровый шурф с наклоном к центру кургана. Почва была сухой и серо - черной (перепаленной), с кусочками глины. На этом решили остановить раскопки, боясь быть засыпанными. А когда, через некоторое время я вернулся с креплением для мини - шахты, обнаружил, что курган наполовину уничтожен. Оказалось, о наших поисках разузнали два брата, тоже из местных. Решив, что в кургане сокрыто золото соловья, они раскурочили его бульдозером. Не обнаружив ничего интересного, кроме непонятного горшка с пеплом и костями, братья от злости его разбили, разбросав останки по земле.

Для меня же эта Находка настоящую ценность представляла. Что касается остатков кургана, то на глубине трех метров от верхушки пролегал слой пепла и обугленной древесины из осокора и сосны. Ниже был 15-сантиметровый слой глины и тот же пепел с углем. На дне ямы лежала обгорелая дубовая древесина: древние славяне хоронили покойников в гробах - дубовых колодцах, которые сжигались вместе с телом.

Разбойнику - памятник.

К сожалению, на момент Находки археологические исследования броварского района мало кого интересовали. В конце 90-х, когда барбон вернулся к кургану, оказалось, что тот сровняли с землей. Прилегающая территория к тому времени уже была "Частной Собственностью" какого-то предприятия. Так что идея поставить на месте кургана памятную табличку осталась тогда нереализованной.

- более-менее серьезные исследование нашего района начались пару лет назад, - рассказывает Леонид Вайсфельд, председатель броварской райгосадминистрации. - и чем больше исследовали, тем больше появлялось загадок. То, что соловей - реальная историческая личность - факт доказанный. Некоторые краеведы его этаким Робин гудом из броварского леса называют. Хотя, чтобы утверждать это, нужны серьезные научные исследования (мы, впрочем, уже привлекли к поискам профессионалов. Идея хороша с табличкой на месте кургана -. Однако прежде чем ее устанавливать, нужно взвесить все "за" и "против". Таким образом, если "за" перевесят, не исключено, что соловей станет официальным символом броварщины.

Змей Горыныч (змей-дракон)

0

Змей Горыныч (змей-дракон)

Змей Горыныч – герой русских сказок и былин, представленный огнедышащий драконом с несколькими головами. Выступает в роли главного антагониста произведения, не редко оказывается побежденным в конце.

По преданиям, Горыныч обитает около царство мертвых, охраняя основной вход. Иногда может менять дислокацию, проживая в уединении в лесу и горах. В современных версиях сказок Змей контактирует с другими злыми персонажами – Кощей, Баба-Яга.

Внешность дракона своеобразная – несколько голов, обычно три, но встречаются упоминания и о шести и девяти головах. Перемещаться может как по земле, так и по воздуху. Изображают злобного персонажа с длинным телом, покрытым чешуей, когтистыми лапам и мощным хвостом.

Пугает народ не сколько внешний облик злодея, сколько его способность извергать пламя. Огонь вырывается из пасти при наступлении опасности. Благодаря трем головам и мощному телосложению Змей Горыныч может спалить дотла целое поселение. Также неуязвимая чешуя, которая не пробивается ни одним оружием, внушает страх в местных жителей.

Отличительной особенностью персонажа является регенерация потерянных голов. Даже при кровопролитной схватке с бесстрашными полководцами и уничтожением головы, Змей в состоянии одолеть противников, отрастив новую. Еще одной особенность антагониста является способность изображать голоса животных и воспроизводить человеческую речь, что помогает заманивать путешественников на верную смерть.

Наиболее популярные произведения с данным драконом – народные былины. Там Змей Горыныч встречается с Добрыней Никитичем, известным богатырем на Руси. В сказках же больше раскрывается сущность персонажа – он то женится на усатой дочери Бабы Яги, то пытается измениться, то обладая возможностью превращаться в людей, становится певицей и выступает на пиршестве князя.

Есть у Горыныча и слабые места. Во-первых, детеныши – слабые и неокрепшие особи, способные погибнуть от рук любого воина. Их броня уязвима, а извержение огня недостаточно сильное, чтобы причинить вред. Во-вторых, есть болевая точка и у взрослых драконов. Она находится на шее за самой головой, там чешуя наиболее мягкая и ее можно пробить оружием.

Убить Змея Горыныча можно только при уничтожении трех голов, при этом важно, чтобы сами головы не отделялись от туловища. При отрубании Змей просто восстанавливает потерянные конечности. Некоторые легенды гласят, что один конь смог победить огнедышащее чудище, раздробив все головы копытами.

Видео Соловей Разбойник

Соловей-Разбойник былина. Илья Муромец и Соловей Разбойник - русская народная былина

Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник читать:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча.

Характеристика Соловья разбойника. Характеристика персонажа

Характеристика Соловья разбойника. Характеристика персонажа

В былинах нет единого мнения о том, как выглядит Соловей-разбойник. Каждый автор представляет его по-своему: кто-то видит его змеем, чье гнездо расположено на 12 разных дубах, кто-то считает, что он человек, а его сила равняется мощи знаменитого богатыря Ильи Муромца, кто-то представляет его ветром под стать урагану, который сбивает всех и все на своем пути, а кто-то использует его образ как аллегорию, сравнивая его свист с татарским войском.

Почему Соловей-разбойник ассоциируется в русском народном эпосе с татарами в принципе понятно и объяснимо. А вот аллегория в виде змея понятна только тем, кто знаком с историей. Дело в том, что Илья Муромец, главный положительный герой древнерусского эпоса, появился в литературе в период, когда там царило многобожие. Главный бог Перун, прототипом которого и был Илья Муромец, смог победить змея. Вполне возможно, он связан о Змеем, который совратил библейских Адама и Еву. С любой стороны, как ни крути, речь идет об отрицательном персонаже.

Соловей-Разбойник сказка. Илья Муромец и Соловей разбойник

С качет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил — до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется… Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

— Что это за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не дает Соловью-разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам.

— Травяной ты мешок, не богатырский конь. Не слыхал ты разве писка птичьего, шипения гадючьего. Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение.

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей-разбойник

– Это что такое?

Из гнезда высунулся. А Илья, ни минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил каленую стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

— Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и прискакал на подворье Соловья-разбойника. У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золоченые.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

— Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везет у стремени мужичишку-деревенщину.

Выглянула в окно жена Соловья-разбойника, руками всплеснула:

— Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик-деревенщина и у стремени везет нашего батюшку — Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья — Пелька — во двор, ухватила доску железную, весом в девяносто пудов и метнула ее в Илью Муромца. Но Илья ловок да увертлив был, отмахнулся он от доски богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку и убила ее до смерти. Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья-разбойника.

Говорит ей Илья в ответ:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою. Как в руках разбойник — он всегда тебе друг, а отпустишь — снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев-город, там на квас пропью, на калачи проем.

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей, не шелохнется. Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точеному, оставил на нем Соловья-разбойника, а сам пошел в светлую горницу. Там у князя Владимира пир идет, за столами сидят богатыри русские. Вошел Илья, поклонился, стал у порога:

— Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого ты роду-племени?

— Зовут меня Ильей. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямой, широкой. Я привез тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоем дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильей на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

— Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

— Прикажи ты ему, Илья Иванович.

— Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся, закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, не то, как бы беды не было. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано.

— Не могу я свистеть, у меня во рту запеклось.

— Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью меду хмельного, закусить дайте калачом ржаным, тогда он засвищет, потешит нас…

Напоили Соловья, накормили, приготовился Соловей свистать.

— Ты смотри, Соловей, — говорит Илья, — ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-город, захотел убить князя с княгинею и всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось! Башенки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

— Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил. Ну, теперь я с тобой за все рассчитаюсь. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. Взял Илья саблю острую и отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловья настал.

— Спасибо тебе, Илья Муромец, — говорит Владимир-князь. — Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

Илья Муромец (русский богатырь)

15

Илья Муромец (русский богатырь)

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

Илья Муромец (русский богатырь)

( В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

Илья Муромец (русский богатырь)

( Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

Илья Муромец (русский богатырь)

( Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.