Менехуны: загадочные гавайские карлики.
Предания гавайцев утверждают, что до прибытия на острова их божественного предка - "Великого Гавайи" - там жили менехуны. Так местные сказители называют крошечных человечков, окруженных ореолом мистики и романтики.
Согласно гавайским легендам, менехуны отлично ладили с местными жителями и всегда помогали им в различном строительстве. До сих пор на многих островах гавайского архипелага сохранились многочисленные постройки, которые связываются исключительно с деятельностью этих неутомимых крошечных людей.
Сейчас менехуны в большей степени элемент фольклора и приманка для туристов. Их стилизованные изображения можно часто увидеть в гавайских отелях.
Записанные историками генеалогии гавайских вождей позволили установить, что первые полинезийцы высадились на побережье гавайского архипелага в Xiii - XIV веках. Однако археологи обнаружили следы пребывания здесь людей уже во II веке. Таким образом, оказалось, что архипелаг был населен более тысячи лет, прежде чем его увидели полинезийские переселенцы. Так кем же были их предшественники?
Крошечные человечки из прошлого.
Среди гавайцев ходит масса легенд о существовании маленьких человечков в труднодоступных областях архипелага. Мало того, имеется немало людей, утверждающих, что собственными глазами видели этих необычных людей и встречались с ними. Маловероятно, что все дошедшие до нас рассказы основаны на реальности, но нет сомнений, что появились они не случайно.
Так, старики - гавайцы, ссылаясь на рассказы своих дедов, которые якобы встречались с менехунами в чащобах гористого острова Кауаи, следующим образом описывали их облик. Главным отличительным признаком был их рост. По одним сведениям, он составлял около 60-90 сантиметров, по другим, они были размером с палец, то есть не более 10-12 сантиметров.
Самое подробное описание менехунов дал некий гаваец каиви, чьи деды неоднократно встречались с ними в сандаловых лесах. Он утверждал, что эти лесные жители были очень сильны, крепки и мускулисты, их короткое и плотное тело было густо покрыто волосами, а кожа на лице имела красный цвет. Другие свидетели отрицают наличие волос на теле, но подтверждают красный цвет и безобразность лиц менехунов.
По общему мнению, их носы мясисты и вздернуты, а спутанные пряди волос спадают на низкий, выпуклый лоб, касаясь мохнатых, нависших над глазами бровей. Тяжкий, требующий дисциплины труд делает их взгляд неподвижным и устрашающим для окружающих. Но хотя их внешний вид и вызывал страх, они никогда не нападали на людей и были добродушными и веселыми людьми, любившими шутки, игры и празднества.
Столь подробное описание менехунов удивительно в свете того, что сами гавайцы убеждены, что их никто не может видеть, кроме их собственных детей. С другой стороны, на островах уверены, что менехуны нередко влюблялись в гавайских женщин и даже женились на них. При этом проявляли к своим избранницам такую преданность, что даже забывали родное племя.
Поэтому многие утесы носят имена тех человечков, которые, согласно легендам, были превращены вождями в камень за любовь к прекрасным гавайкам. До сих пор некоторые местные жители, не отличающиеся внешней красотой и исполинским ростом, объясняют это своим происхождением от "Невидимых" лесных соседей.
Легенды утверждают, что менехуны были прекрасными скороходами, рыбаками и строителями. Но именно страсть к строительству особенно их с людьми сблизила.
Неутомимые строители.
Причудливые скалы, валуны, глубокие пещеры оригинальной формы, нагромождения камней - все это, согласно легендам, дело рук менехунов. Но на Гавайях сохранились еще и живописные руины храмов, "Лодки", высеченные из камня, каналы, запруды и другие сооружения, которые также приписывают этим маленьким строителям.
Обычный гавайский храм представлял собой огороженную квадратную площадку, внутри которой находился жертвенник. Обычно ограда из крупных каменных глыб делалась. Считается, что моокини - самый грандиозный храм на острове Гавайи - был построен за одну ночь.
Рассказывают, что 15 тысяч менехунов выстроились цепочкой и передавали камни друг другу из отдаленной местности. Когда же прокричали первые петухи, стройка была закончена: храм имел стены более 6 метров в высоту и 2, 5 метра в толщину! Размеры ограды достигали 90 на 40 метров!
Гавайцы убеждены, что менехуны работают всего лишь одну ночь. За это время они или завершают работу, или же оставляют ее незаконченной. Из десяти храмов, которые были построены менехунами на острове Кауаи, лишь один остался незаконченным. Причиной этого стали сова и собаки, которые напали на ночных строителей и помешали их работе.
Местные ирригационные сооружения, по утверждениям иностранцев, были сделаны "с Таким Большим Искусством, Словно их Проектировал Самый Изобретательный Инженер".
Наш соотечественник коцебу так описал одно из них: "искусственные, засаженные корнем таро поля, которые удобно можно бы назвать озерами, возбудили все мое внимание. Каждое из оных образует правильный четвероугольник и наподобие наших бассейнов выложено вокруг каменьями. Каждое поле снабжено двумя шлюзами, дабы с одной стороны впускать воду, а с другой выпускать оную на соседственное поле. Поля постепенно понижаются, так что одна и та же вода. Орошает обширные плантации. Легенды традиционно приписывают создание самых знаменитых рвов и запруд все тем же менехунам. Так, монументальный акведук в долине ваимеа (на Кауаи) получил название "Ров Менехуне". Он представляет собой наклонную стену из полированных каменных глыб огромного размера. На ее вершине проложен желоб, по которому с вершины утеса стекала вода на поля.
Кроме запруд для орошения, менехуны строили людям и пруды для разведения рыбы. Так, для вождя ола они облицевали стены одного пруда на острове Кауаи. Но день настал прежде, чем менехуны кончили работу, и в стене остались две бреши. Но это исключение. К чести менехунов, нужно отметить, что из всех своих многочисленных строек только четыре они оставили незавершенными!
Народ из легенды?
В 1951 году рабочие каменоломни близ Гонолулу, увидев, что кто-то по ночам портит все сделанное днем, были страшно напуганы и обвинили в этом менехунов. Чтобы заставить их продолжить работу, надсмотрщик даже посоветовал им позвать местного гавайского колдуна (кахуна) и узнать, чем были прогневаны маленькие человечки.
Казалось бы - смешно. Такие предрассудки в XX веке! Но дыма без огня не бывает! Рождение такого количества легенд и преданий, с поразительными подробностями описывающих внешность и нравы менехунов, должно опираться на определенную реальность. И реальные факты имеются.
Капитан Кук, побывавший на таити, видел там менехунов и даже упомянул о них в своих записях. Имеются также два кратких сообщения, что последний раз о них слышали примерно в 1700 году, когда другое племя изгнало их из укреплений. Из них можно понять, что менехуны оказывали упорное сопротивление. Приблизительно в конце Xviii или в начале XIX века проводилась перепись населения. Переписчики добросовестно отнеслись к поручению и в самых дебрях острова Кауаи нашли общину, насчитывавшую 65 менехунов.
Всего же, если верить сказителям, их численность во много раз превосходила число гавайцев. Только на Кауаи, этой "Цитадели Менехунов", когда-то жило более 500 тысяч человечков (902 менехуна на квадратную милю! Их было столько, что они могли бы выстроиться в два ряда на протяжении 50 километров. А ведь они и на других островах архипелага жили. Однако ко времени правления последнего независимого вождя острова Кауаи их осталось всего лишь 10 тысяч.
Таким образом, есть исторические источники, позволяющие утверждать, что менехуны реально существовали. Как гавайские, так и зарубежные ученые высказывают предположение, что этот народ являлся коренным населением островов. Впоследствии его завоевал другой народ, и менехуны были либо истреблены, либо со временем ассимилированы. В пользу этого свидетельствуют многотонные камни древних гавайских храмов и ирригационных сооружений.
Рассказы о невидимых человечках явились самым простым и доступным объяснением их происхождения. Но, скорее всего, за этим грандиозным строительством стоят не сказочные карлики - строители, а вполне реальные люди - простые и мастеровитые обитатели гавайских островов, далекие предки современных гавайцев!