Легенды о гаргульях и химерах.
Они бывают страшными, а бывают смешными, трогательными и даже откровенно бесстыдными, чаще всего их можно встретить в западной Европе, где они в великом множестве и разнообразии украшают карнизы старинных соборов. Они - гаргульи и химеры - причудливые существа, присутствие которых в святом месте кажется странным и неуместным. Но это только на первый взгляд. Какую важную миссию выполняли гаргульи, какими они бывают и чем отличаются от химер - об этом речь далее.
Легенда о гаргулье.
Древняя легенда гласит, что давным-давно в болоте, недалеко от Руана, жил огромный и страшный дракон. Он не давал жителям города спокойно жить, спокойно спать и даже спокойно торговать, так как часто нападал на купеческие корабли, приходившие в Руан по сене. Причем, в арсенале дракона были очень разные способы устрашения, иногда, по настроению, он дышал огнем, а иногда из его пасти вырывались бурлящие потоки воды. Чтобы чудовище не истребило город полностью, местные жители приносили ему ежегодные человеческие жертвы. К слову, дракон был женского пола, и звали ее гаргулья.
Само французское слово "Gargouille" произошло от латинского термина, обозначающего горло или глотку и очень созвучно звуку клокочущей воды. Видимо, такое имя дракону дали именно из-за его привычки часто выступать в роли водомета. Предания утверждают, что благодаря этому своему умению гаргулья виртуозно топила довольно большие суда и поднимала на реке такой шторм, что огромные волны заливали городские улицы и затапливали многие здания.
Однако пришло время, и на чудовище нашлась управа в лице святого романа руанского, который занимал местную епископскую кафедру. К слову, роман эффективно боролся не , внимание, только с драконами, но и с язычниками, за что впоследствии был канонизирован.
Перед тем, как пойти усмирять чудовище, роман долго искал себе помощника. В результате, помочь епископу согласился лишь приговоренный к казни преступник. Схватка с драконом показалась ему лучшим выходом, чем плаха. Святой роман решил использовать своего помощника, как приманку, и когда гаргулья вылезла из своей пещеры, чтобы полакомиться человечинкой, епископ крестом и молитвами лишил чудовище воли, и она, как ручная, улеглась у его ног.
Дальше история развивалась менее трогательно. Несмотря на покладистость дракона, жители Руана решили его сжечь, и это у них почти получилось. Однако они не учли, что глотка и голова гаргульи, по понятным причинам, оказались негорючими, и уничтожить их таким способом не представлялось возможным. Останки несчастного чудовища решено было поместить на всеобщее обозрение, как символ победы святой церкви над силами зла и для этой цели лучше всего подошел карниз местного собора.
Со временем люди привыкли к столь экзотическому украшению храма, более того, жители соседних городов начали завидовать Руану и пожелали иметь такое же "Украшение" и на своих соборах. Но так как все поголовье драконов в Европе к тому времени было уже истреблено, реальные трофеи пришлось заменять каменными.
С XI века изваяния гаргулий (имя стало нарицательным) в изобилии красовались на множестве культовых сооружений Европы. Памятуя о способности чудовища извергать воду, архитекторы начали использовать его каменных собратьев в качестве водостоков. Именно поэтому на многих соборах встречаются целые компании гаргулий, так как одного слива для огромного здания было явно недостаточно. Лишь в позапрошлом веке люди помиловали своих каменных "Служак" и освободили их от работы, предоставив функцию отвода воды обычным водосточным трубам.
Какие бывают гаргульи.
Гаргульи на храмах далеко не всегда изображают дракона, многие имеют вид вполне реальных животных или птиц. Все они не только служат водостоком, но и несут глубокий символический смысл, в том числе, олицетворяют некоторые из семи смертных грехов.
Львы - единственные из кошачьих, которых можно встретить в образе гаргульи. Кошки в средневековье считались колдовскими животными, поэтому их недолюбливали, а лев, всегда считавшийся символом гордости и отваги, по замыслу архитекторов, должен был предупреждать прихожан об опасности впасть в смертный грех гордыни.
Собаки - их в отличие от кошек в средние века любили, так как считали символом верности и преданности. Но их появление в образе гаргульи заставляло людей вспомнить об еще одном смертном грехе - жадности. Не секрет, что голодные псы нередко воруют еду, а в средние века, когда каждый кусок был на счету, это считалось происками дьявола.
Волк - волков хоть и боялись, но уважали за их умение жить большой стаей и безусловно подчиняться вожаку. Кстати с "Вожаками Стаи" нередко сравнивали и самих священников, так как они были призваны объединять вокруг себя прихожан, для совместного противостояния злу и искушениям сатаны.
Орел - орлы считались единственными существами, кроме рыцарей, которые могли самостоятельно победить дракона. К тому же, по преданиям, они могли исцелять сами себя, просто посмотрев на солнце.
Змея - символ первородного греха. Олицетворение борьбы добра и зла. Змей считали бессмертными, и это лишний раз доказывало, что противостояние дьявольского и божественного будет вечным. Из смертных грехов со змеем ассоциировали зависть.
Козлы и бараны - считались символом похоти, также одного из семи смертных грехов. К тому же, сам сатана часто изображался с козлиными ногами.
Обезьяна - по странной и непонятной причине, олицетворяла лень. Возможно, такое заблуждение возникло у европейцев от того, что встретить живую обезьяну в лесах старого света было столь же трудно, как и выжившего дракона. Приходилось доверяться слухам, а они могли быть весьма далеки от истины.
Химеры.
В древней Греции химерой называлось животное с телом козла, головой Льва, и хвостом дракона. Гесиод в своих трудах описывал другой вид чудовища, по его версии, она имела целых три головы: Льва, козы и петуха. Средневековые химеры были еще более причудливы, чем античные и могли сочетать в себе черты самых разнообразных животных, прежним оставался только принцип многосоставности.
Химеры появились на соборных карнизах значительно позже гаргулий, и в отличие от последних, были совершенно бесполезны. Как правило, они служили просто гротескным украшением, символизирующим могущество дьявола, который может порождать ужасных и странных существ. К слову, некоторые химеры могли иметь и антропоморфные черты. Среди человекоподобных химер встречаются как откровенно жуткие, так и откровенно комичные персонажи.
Разумеется, что такие "Украшения" не могли долго существовать рядом с людьми, не став героями многочисленных легенд. Со временем химерам стали приписывать магические свойства, ходили слухи, что каждую ночь жуткие создания оживают, а если храму угрожала опасность, могли ожить и днем, чтобы безжалостно расправиться с неприятелем.
Гаргульи Нотр - дама.
Самые известные гаргульи и химеры живут на карнизах Нотр - дам - де - пари. Увидеть их снизу можно только подойдя вплотную к стене собора и подняв голову наверх.
Легенды гласят, что в деле изображения гаргулий скульпторам Нотр - дама была дана полная свобода творчества. Не обошлось и без курьезов, к примеру, один мастер настолько не любил свою тещу, что запечатлел ее в виде гаргульи, не понимая, что тем самым обессмертил в веках ее образ.
Между прочим, все средние века фасад главного собора Парижа украшали только горгульи. Галерея знаменитых химер была пристроена гораздо позже, только в XIX веке. Тогда в соборе проводилась крупномасштабная реставрация, здание ремонтировали после разрушений, причиненных ему событиями великой французской революции. Сейчас галерея химер находится прямо у основания башен, на высоте 46 метров, а чтобы попасть туда, нужно преодолеть почти 400 ступеней крутой лестницы.
Правда, есть версия, что химеры на соборе существовали и раньше, их установили здесь в XIV веке, после разгрома ордена тамплиеров и казни его великого магистра Жака де моле. При этом у всех химер были козлиные головы, которые изображали бафомета, странное существо, в поклонении которому и обвиняли тамплиеров.
Многие химеры Нотр - дама имеют собственные истории и имена. К примеру, самую известную из них зовут стрикс. Ее изображение давно стало хрестоматийным и именно ее в первую очередь представляет большинство людей, когда слышат слово "Химера". По легендам, это странное задумчивое существо только выглядит каменным, а по ночам расправляет крылья и парит вокруг собора. Парижане до сих пор верят, что стрикс может похитить неосторожно оставленного без присмотра младенца, поэтому матерям в окрестностях Нотр - дам, всегда надо быть настороже.
Другой знаменитой химерой собора парижской богоматери считается малыш дедо. Предание гласит, что однажды храм посетила одна монахиня из провинциальной обители. Взглянув на ужасных гаргулий и не менее страхолюдных химер, она решила добавить к их компании более обаятельного персонажа. Монашка сама вытесала из камня симпатичную фигурку с телом ребенка и мордочкой непонятной зверюшки. Она назвала свое творение дедо и тайно установила его среди других химер собора.
Жители Парижа долгое время не подозревали, что в галерее химер появился еще один обитатель. Рассекретить малыша дедо помог лишь случай. Сын одного из служащих собора играл на крыше и едва не сорвался вниз. Падая, мальчик успел ухватиться за одну из каменных химер и только благодаря этому избежал неминуемой смерти. Невольным спасителем мальчика и оказался малыш дедо. С тех пор добрая химера пользуется большой любовью жителей Парижа, которые уверены, что дедо способен исполнить любое желание, если от души попросить его об этом.
Все, кому довелось увидеть химер Нотр - дама собственными глазами, утверждают, что эти жутковатые создания чертовски обаятельны. Они настолько выразительны, что фотографироваться с ними - дело совершенно бесполезное, живой человек рядом с ними кажется бездушной куклой.