Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Кто хоть раз видел древние петроглифы, будет вечно к ним возвращаться.

31.10.2015 в 22:29

Ezomir.

Таких мест, как урочище тамбалы, в окрестностях алматы несколько. И каждое из них уникально и бесценно по своему художественному и историческому значению.

Художник с крепкими нервами и упругими мышцами был.

Наскальная живопись поражает всегда. Сложно представить, сколько труда вложено в каждый петроглиф, нанесенный на камень.

Кто хоть раз видел древние петроглифы, будет вечно к ним возвращаться.
У древних художников вряд ли были манерная внешность, мольберт под мышкой и кисточка в руке. Они имели большую выдержку, терпение и немалую физическую силу. Ведь, когда твой холст - это небольшой срез на выступающей скале, а перо - кусок камня, тут не до размашистых мазков.

Кто хоть раз видел древние петроглифы, будет вечно к ним возвращаться. 01
Четко, скрупулезно, методично, шаг за шагом скалывая кусочки горной породы, создавались новые рисунки, каждый из которых можно заслуженно считать уникальным шедевром.

Кто хоть раз видел древние петроглифы, будет вечно к ним возвращаться. 02
На самом деле, тамбалы, что в 170 километрах к юго-востоку от алматы, и сейчас остается магическим, захватывающим дух местом. Хотя путь до урочища не самый лучший, во всяком случае начиная с того момента, как сворачиваешь с основной магистрали а - 2 (алматы - Бишкек. С каждым километром дорога становится все хуже, и это существенный недостаток, если мы говорим о тамбалы как о месте для туристов.

Кто хоть раз видел древние петроглифы, будет вечно к ним возвращаться. 03
Руководству жамбылского района алматинской области стоит обратить должное внимание на этот отрезок дороги, ведь тамбалы уже включено в список юнеско как первый памятник наскального искусства центральной Азии.

Рисунки - исчезающие и возникающие вновь.

Большая часть наскальных надписей, находящихся под открытым небом, долгое время оставалась "Невидимой". Группа тамбалы была открыта лишь в конце 50-х годов прошлого века, и то случайно.

Кто бы мог подумать, но первооткрывателем этого места стал фотограф попов а. а. из отряда семиреченской южно - казахстанской археологической экспедиции, который решил подняться на небольшую возвышенность, чтобы сделать панорамный снимок окрестностей. Отойдя на приличное расстояние от лагеря экспедиции, он и увидел один из первых уникальных петроглифов, следом другой и третий.

Сейчас в основном ущелье их насчитывается более 3000, и сложно было представить состояние Попова, который сделал столь грандиозную Находку. Сняв несколько кадров, он тут же спустился в лагерь, чтобы рассказать о петроглифах, и тогда уже группа археологов во главе с Анной Георгиевной Максимовой задокументировала эту шедевральную "Записку", оставленную тысячелетия назад. Так 19 сентября 1957 года был открыт комплекс, названный впоследствии тамбалы (или тамгалы.

Узнав историю обнаружения тамбалы, я ощутил, что у меня пробежали мурашки по коже, ведь отчасти я сам пережил нечто подобное. Впервые мне удалось попасть в Тамбалы восемь лет назад.

Когда мы добрались до самого места, наша группа туристов - любителей отправилась исследовать скалы в поисках петроглифов, сразу найти которые не удалось.

Дело в том, что в тот день был небольшой, временами прерывистый дождь, а намокая, наскальные рисунки становятся почти невидимыми. В какой-то момент поиски утомили, и я вместо сканирования скальных поверхностей переключился на флору местности.

Сделав несколько снимков, я стал просматривать на экране фотоаппарата материал и увидел, что фоном одного цветка было изображение быка.

- нашел! - я радостно товарищей к месту подозвал. И теперь, когда мы знали, как они выглядят, перед нами открылась "Картинная Галерея" прошлого. Там, где ранее мы видели лишь голые скалы, все стали замечать десятки изображений. Вот оно - чувство первооткрывателя.

Теперь, когда я уже был знаком с мистикой места, куда отправился в очередной раз, то предвкушал все увидеть снова, и это было как в первый раз.

На самом деле, урочище наполнено положительной энергией, ведь на протяжении веков для разных народов, оставивших свой след в истории Казахстана, скалы каньона и узкая долина тамбалы сохраняли значение святилища - места, где проходили ритуальные церемонии, совершались магические обряды поклонения богам и духам предков.

В тамбалы известно около ста различных памятников - поселений, могильников, жертвенников и петроглифов, относящихся к эпохе бронзы, раннему железному веку, средневековью и новому времени.

Древнейшими обитателями тамбалы были племена эпохи бронзы андроновской культуры, населявшие земли Казахстана во II тысячелетии до н. э., и это не может не волновать разум. Прикоснуться к творению, которое было создано тысячелетия назад - это сложно описать, это можно только прочувствовать.

Мастера каменной графики.

Ядром комплекса во все времена оставался каньон, склоны которого условно разделены на пять групп, сейчас уже открыта и прорабатывается шестая группа, в которой ранее туристы не бывали.

У подножия горы, стоящей отдельно, расположен обширный некрополь, где самые древние захоронения созданы в XIV - Xiii вв. До н. э. петроглифы тамбалы являются наиболее важным научным источником и являются, кроме того, огромной художественной ценностью.

Создателями древних рисунков умело использовался феномен "Пустынного Загара" - очень тонкого слоя патины, покрывающей поверхность скал, образованной окислами магния, марганца, железа, а также колониями особых видов микроорганизмов.

Творцы того времени сильными ударами камня или бронзового инструмента удаляли слой патины по контуру рисунка, достигая необходимого эффекта: оголялся светлый, не покрытый патиной камень, который на фоне темной скалы сильно выделялся.

Но спустя столетия изображения вновь покрывались "Пустынным Загаром", рисунок темнел и терялся на фоне скал. Может быть, поэтому тамбалы удавалось оставаться инкогнито столь продолжительный срок. Усилить яркость рисунка можно лишь повторным сбиванием патины, то есть подновлением петроглифов.

Кстати, этим и занимались художники, сменившие предшественников. В тамбалы можно увидеть выбитые на одной скальной поверхности изображения, заметно отличающиеся по цвету и стилю. Как правило, самые темные петроглифы, едва различимые на поверхности, являются наиболее древними, а средневековые и современные рисунки выглядят намного светлее.

Нередко рисунки, созданные в разное время, перекрывают или дополняют друг друга. Об их возрасте можно судить по изображениям реальных предметов вооружения или одежды, существование которых в ту или иную эпоху установлено по другим источникам.

Например, конные колесницы как вид боевого транспорта появились в бронзовом веке у народов, живших тогда на территории Казахстана в XVI - XV вв. До н. э., но уже в начале I тысячелетия до н. э. они утратили свое значение в связи с освоением верховой езды и возросшей ролью всадников в ратном деле.

Появление стремян, твердого седла, пики и сабли сопутствовало завоеваниям различных древних племен, воевавших здесь в I тысячелетии н. э. особую историческую ценность имеют надписи и родовые знаки, оставленные на скалах разными народами, для которых урочище тамбалы было местом обитания и святыней. Они, как правило, размещались на вершинах скалистых холмов.

Также наряду с изображениями животных - диких быков, лошадей, оленей, кабанов и волков - главными персонажами выступают фантастические антропоморфные герои. Это ряженые в звериные шкуры люди, мужественные воины с палицами и боевыми топорами и, конечно, верховные боги с лучистыми нимбами вокруг головы, прозванные солнцеголовыми.

Но образ солнцеголового человека - это лишь одно божество, а их в тамбалы семь. Пантеон племен эпохи бронзы, поклонявшихся природным стихиям, представлен на самой высокой вертикальной скале каньона, в центре святилища (четвертая группа.

Семь разных по образу божественных персонажей, а ниже - десять воинов в боевой пляске, женщина, покровительница рода, и люди, вскинувшие в молитве руки. Возможно, именно так представляли себе устройство мира в бронзовом веке: в виде строгой иерархии богов и предков, почитание которых людьми должно было обеспечивать сохранение мирового порядка.

Кто он, "Исторический Турист"?

У туризма как такового есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, приток туристов способствует развитию инфраструктуры в районе, с другой - отсутствие культуры у отдыхающих приводит к разрушению памятника, который и является основным объектом туризма.

И дело здесь не столько в самих туристах, сколько в организации групповых туров. Туристы - одиночки, как правило, умеют отдыхать грамотно, не оставляя после себя никаких следов пребывания.

А вот туристические группы, состоящие из 30-50 человек, как рассказала Бахыт оразымбетова, руководитель секции экскурсоводов и гидов - переводчиков кта (казахстанская туристская ассоциация), сложно управляемы. И усмотреть за всеми невозможно.

В свою очередь, некоторые турфирмы, пытаясь побольше заработать, стараются в одну поездку собрать как можно больше людей, чтобы сэкономить на дорожных расходах. Кта совместно с управлением заповедника тамбалы предлагает весьма рациональный план, который многим следует взять на вооружение, и еще лучше, если была бы возможность прописать его в виде закона: один гид может сопровождать группу не более 20 человек.

Лишь в том случае, если же на экскурсию приехала большая группа, то необходимо разделить ее на две - три части, к каждой из которых должен быть приставлен гид. И это обосновано! В противном случае повсеместно разбросанный мусор - это лишь меньшее из зол.

Куда страшнее варварское отношение некоторых несознательных туристов, за пакостями которых не успевает уследить гид, собравший на свою экскурсию десятки любопытствующих.

После таких "Налетов" обнаруживаются сколы на петроглифах, появляются новые "творения" а-ля "здесь был …". Все это не только искажает, но и нарушает ту девственную неприкосновенность прошлого, которая дошла до настоящего.

Хотя, как уже говорилось, первопричина не в туристах, а в организации. Здесь же существует и другая проблема. Отнюдь не все гиды, проводящие экскурсии, к ней готовы, то есть квалификация экскурсовода оставляет желать лучшего, в результате чего туристы получают не полную или искаженную информацию о тамбалы.

В планах заповедника и кта - внедрить систему пропуска сертифицированных гидов, которые не только грамотно преподнесут информацию, но и помогут сохранить первозданный вид каньона. Ведь проблема непрофессионализма была и остается. Доходило и до анекдотических ситуаций.

Широко известно, что в урочище у реки или, в 120 километрах к северу от алматы, также есть наскальная живопись и называется это место тамгалы - тас. Основное отличие этого места заключается в том, что большая часть наскальных рисунков буддистские.

Так вот, были туристы - буддисты, которые приезжали из далеких стран и хотели попасть в тамгалы - тас, но туристические фирмы отправляли их в тамбалы. Такая вот погрешность в 290 километров и откровенное разочарование туристов, которые так и не увидели тех петроглифов, из-за которых отправились в тур.