Красный карлик пролетел рядом с солнечной системой 70 тыс лет назад.

23.01.2016 в 03:54

( Астрономия@Science_Newworld).

Группа астрономов из США, Европы, Чили и южной Африки установили, что 70 тыс. Лет назад недавно обнаруженная тусклая звезда шольца предположительно прошла через облако оорта. На данный момент это единственная известная звезда, прошедшая на расстоянии в 5 раз меньше, чем ближайшая к нам звезда - проксима центавра.

Красный карлик пролетел рядом с солнечной системой 70 тыс лет назад.
Судя по траектории звезды, 70 тыс лет назад она прошла примерно в 52 тыс астрономических единиц (или около 0, 8 световых лет) от солнца. По астрономическим Меркам это очень близко. Астрономы говорят, что уверены в том, что звезда прошла через облако оорта, на 98%.

Изначально звезда привлекла внимание астронома из рочестерского университета Эрика мамаджека во время дискуссии с соавтором Валентином Ивановым из европейской южной обсерватории. Звезда обладала необычной комбинацией характеристик: несмотря на близкое расположение (20 световых лет от земли) скорость ее движения по касательной (то есть движение по небу) оказалась низкой. Однако измерения касательной скорости, проведенные Ивановым, и его сотрудниками, показали, что звезда на довольно большой скорости движется практически прямо от солнечной системы.

Иванов и его сотрудники ее направление благодаря доплеровскому смещению определили. Эти измерения проводились с использованием спектрографов на больших телескопах в южной Африке и Чили.

Мамаджек и выпускник рочестерского университета смоделировали 10 тыс возможных орбит звезды, но, к счастью, 98% из них проходили через внешнее облако оорта, и только один вариант проходил через внутреннее облако оорта, что могло привести к так называемому "Кометному Ливню", и опасности для обитателей земли.

Сейчас звезда шольца является небольшим тусклым красным карликом в созвездии единорога на расстоянии около 20 световых лет от земли. Но даже в ближайшей точке своего пролета светимость ее составляла бы 10 звездную величину, что в 50 раз слабее светимости, видимой ночью невооруженному глазу. Но поскольку звезда магнитно активна, у нее могут случаться вспышки, в ходе которых яркость ее увеличивается в 1000 раз. Так что вполне возможно, что наши предки 70 тыс лет назад могли минутами или часами наблюдать такую вспышку.

Звезда шольца является частью двойной системы, состоящей из маломассивного красного карлика (с массой около 8% массы солнца) и коричневого карлика (с массой около 6% массы солнца. Коричневые карлики считаются "Неудавшимися" звездами, поскольку их массы слишком малы для соединения водорода в их ядрах, но все же они намного массивней, нежели газовые гиганты наподобие Юпитера.

Формальное обозначение звезды - "Wise J072003. 20-084651. 2", Но ее назвали "Звездой Шольца" в честь ее первооткрывателя - астронома по имени Ральф - Дитер шольц из потсдамского астрофизического института в Германии.