Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Хранители "Солнечного Камня".

16.03.2016 в 15:52

Ezomir.

Знаменитый "Солнечный Камень" янтарь - всего лишь ископаемая смола. Тем не менее он огромную роль в истории человечества сыграл. А снабжали античный мир этим сокровищем люди из народа эстиев, жившие на берегу балтийского моря.

Хранители Солнечного Камня.
"Солнечный Камень" янтарь с древнейших времен известен. Его находили в кладах неолита, руинах античных полисов, гробницах египетских фараонов и владык междуречья. Самым распространенным изделием из янтаря были различной формы бусины - цилиндрические, круглые или овальные. Считается, что большая часть янтарных изделий того времени выполняла функции амулетов. Янтарь наводили даже в Англии, ну а в древнем Риме он был безусловным символом роскоши.

Люди прилива -.

Янтарь пользовался в Риме огромной популярностью, так как при определенных болезнях рекомендовались лекарства и украшения из этой окаменевшей смолы. Ученый Плиний старший (23-79 годы) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от болезней простаты и душевных расстройств. Но он же и порицал современников за то, что они были готовы платить за маленькую фигурку из этого камня больше, чем за живого раба. Связано это было с тем, что доставка янтаря в империю была сложной и опасной. Обожающие роскошь римляне по достоинству оценили красоту камня и первыми начали торговать с его собирателями - племенами эстиев.

Эстии жили на южном и юго-восточном побережье балтики. Основную информацию о них оставил римский историк корнелий Тацит. В его работе "Германия" (I век) есть знаменательная фраза, в которой он приводит одно слово из языка эстиев: ". Единственные из всех собирают янтарь, который сами. Называют глезом (Glaesum) ". Показательно, что в романских языках есть слово Glacies ( "лед"), в германских - Glas ("стекло". В кельтских термин Glass означает разные цвета: зеленый, голубой, белый. А в славянских "Глаз" имеет значение "шарик", "голыш", "кругляш".

В свою очередь, римляне называли ископаемую смолу "Сукцин", считая, что это окаменевший сок растений (от греческого "сукус" - "сок". Другое его название - "Линкуриум" - переводится как "рысья моча", ибо янтарь также считался окаменевшими испражнениями именно этого хищного зверя. Римляне прекрасно знали, что янтарь выносится на берег во время прилива. Поэтому продавцы янтаря получили от них название Aestii (от слова Aestus - "Прилив") за свой янтарный промысел.

Тацит не скрывал своего удивления, когда писал об эстиях: "они обшаривают и море, и на берегу, и одни из всех собирают в мелководных местах и на самом берегу янтарь. Сами они им совсем не пользуются: собирается он в грубом виде, без всякой отделки приносится на продажу, и они с удивлением получают за него плату".

Главным римским центром по импорту и переработке янтаря стал город аквилея в северной Италии. В скором времени торговый оборот с эстиями вырос до небывалых по тем временам размеров. Особой популярностью у римлян пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или купидона, а чуть позже - женскими головками со сложными прическами. Янтарем украшались обувь и одежда, из него делали флаконы для благовоний и сосуды для вина. А во времена императора Нерона им даже украсили один из амфитеатров.

Янтарный путь.

Интересно описание эстиев. Тот же Тацит в "Германии" сообщает важные сведения: "что касается правого побережья свебского моря, то здесь им омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свебов, а язык похож на британский. Они поклоняются праматери богов и носят как символ своих верований изображение кабана. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, нежели это соответствует обычной лености германцев".

В этой фразе знаменитого историка содержится краткое описание нескольких сословий далекого народа: здесь и жрец с амулетом кабана в качестве защиты, и крестьянин, и воин с дубиной и железным оружием. Возможно, изображения кабана, поклонение праматери богов и особенности языка указывают на их связь с кельтами. Одновременно Тацит отмечает их особенное трудолюбие в собирании растений и фруктов.

При императоре Нероне торговля янтарем во всю мощь развернулась. По описанию "Отца Истории" Геродота, знаменитый янтарный путь начинался на Балтике и заканчивался в странах Средиземноморья. Первоначально он пролегал по течению реки вислы, проходя через территории современных Австрии, Словакии, Словении, Чехии. Позднее появились и другие торговые пути.

Письменных источников об эстиях крайне мало, поэтому особое значение имеют археологические исследования. Так, недавно калининградские археологи на территории зеленоградского района раскопали основную часть могильника и расположенную поблизости кузницу этого народа. Обнаруженные здесь римские монеты позволили датировать Находки II - IV веками. В могильнике было найдено большое количество погребального инвентаря римского времени: керамика, изделия из янтаря и камней, украшения, различные орудия труда и оружие. Все Находки показывают, что эти племена, находившиеся на периферии цивилизованного мира, активно участвовали в исторических событиях, изменивших этнополитическую карту Европы. Они жили на этой земле задолго до пруссов, но куда подевались, точно не известно.

При чем здесь эстонцы?

Существует множество версий происхождения и генезиса прибалтийских народов. Историки полагают, что культура эстиев возникла начиная со II века до нашей эры как результат кельтского влияния на местные племена. Позднее эстии исчезли, а им на смену пришли пруссы. Не исключено, что образование прусского этноса происходило на основе культуры южных эстиев, о которых упоминал Тацит. Но установить их роль в этом процессе крайне сложно.

Можно лишь с уверенностью сказать, что никакого смешения с германскими племенами не произошло. Небольшие группы германцев около 250 года ушли от границ расселения эстиев к границам римской империи. А с Запада и с Востока от смешения с другими племенами эстиев уберегли мощные лесные массивы.

В V веке на Европу накатываются полчища гуннов, которые, как считается, втянули воинов - эстиев в войны с Римом. Но весьма вероятен и другой сценарий, когда именно Рим рекрутировал в свои войска балтийские дружины, хорошо известные в империи. Сомнительно, чтобы они могли стать союзниками гуннов в силу их совершенно иного происхождения и культурного уклада. Контакты же с римлянами имели вековую историю, и, возможно, от них жители янтарного края переняли форму боевого шлема и прямой щит. А от переселенцев - кочевников и вернувшихся из далеких краев воинов в быт местных дружин вошли разгульные степные нравы с многодневными пирами и многоженством.

Однако уже в VI веке готский автор Иордан находит эстиев к Востоку от устья вислы и определяет их как данников короля остготов германариха и "Совершенно Мирных Людей". Именно к ним обратился в 537 году с речью римский писатель и ученый кассиодор. А автор "Жизнеописания Карла Великого" эйнгард (IX век) считал их западными соседями славян. В том же IX веке англосаксонский путешественник вульфстан называл Балтику "Морем Эстов".

Эсты как народ финно-угорского происхождения (то есть эстонцы) впервые были описаны в Xiii веке, например в трудах идеолога немецких крестоносцев и участника их походов в ливонию Генриха латвийского. Предположительно своим названием они обязаны термину "Восток", "восточная земля" - эстланд. Но эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь в XIX веке. До этого они именовались "Маарахвас" (в переводе с эстонского - "земляки", "народ земли", "крестьянское простонародье". Поэтому нет весомых оснований отождествлять древних собирателей янтаря эстиев с современными эстонцами - жителями небольшого, но гордого балтийского государства.

Тем не менее все прибалтийские народы янтарь "Своим" камнем считают. И не случайно. Ведь именно их далекие предшественники - эстии окружили "Солнечный Камень" ореолом мистической тайны. Нет сомнения в том, что любовь к янтарю прибалты унаследовали именно от этого загадочного народа. Жаль, что упоминания о них у античных авторов столь кратки и умозрительны, что достоверно определить их судьбу не представляется возможным.