Храм тодайдзи -"великий восточный храм".
Ezomir.
Сооружение храма тодайдзи относится к середине Viii века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около трех миллионов паломников
. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагается несколько громадных буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.
Храм тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название "Тодайдзи" буквально означает "великий восточный храм". Храм тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре будды дайнити (дайбуцу), являющейся самым большим изваянием будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля. По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии. Работа по созданию статуи продолжалась два года и технологически была чрезвычайно сложной, причем не только сам процесс литья, но и монтаж и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники. Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя свободы в Нью-йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.
Статуя великого будды в тодайдзи олицетворяет собой "Благословение, Всемогущество и Вездесущность". Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления "Страсти и Жажды Жизни". Правая рука будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы будды синего цвета - это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу - огромная шишка: символ величия и недосягаемости.
Зал храма тодайдзи, в котором находится скульптура будды, носит название дайбуцудэн - зал великого будды. Некогда тодайдзи был главным храмом буддийской секты кэгон, учение которой в Viii веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма тодайдзи началось на рубеже 20-30-х годов Viii века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшее мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии во время гражданской войны огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова будды, ее пришлось заменить новой. По другим сведениям, вся скульптура будды сильно пострадала от пожара, и в Xviii столетии в ней были заменены многие элементы, так что ее нельзя считать целиком подлинной.
В 1567 году храм вновь сгорел, и великий будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде.
В огражденный стеной храм можно войти через великие южные ворота - нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами. В качестве колонн были использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой в 21 метр. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей - чудовищ нё. Массивные входные двери храма тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.
Храм тодайдзи является самым крупным в мире деревянным сооружением (высота - 49 метров, длина - 57 метров, глубина - 50 метров. В храмовом комплексе тодайдзи сохранилось хранилище сесоин, хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка.