Как воспитывают детей в других странах.
Почему японцы не мыслят своей жизни вне коллектива, американцы - толерантны, а французы - слишком независимы? Все дело в воспитании.
1 Япония.
Японские дети проживают три стадии становления: бог - раб - равный. После пяти лет полной "Расслабухи" и почти абсолютной вседозволенности (в пределах разумного, конечно), наверное, непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.
Только в 15 лет к чаду начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина. Чтение нотаций, крик или телесные наказания - всех этих непедагогических "Прелестей" японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится "Игра в Молчанку" - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.
В 50-е годы прошлого столетия в Японии вышла революционная книга "Обучение Талантов". С подачи ее автора, Масару ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей. Ощущение принадлежности к коллективу - вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: "В Одиночку Легко Затеряться в Жизненных Хитросплетениях".
Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу "как все" и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.
2 Франция.
Главная особенность французской системы воспитания - ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу. Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать: "нет! Взрослые от детей дисциплины и беспрекословного подчинения требуют. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш "Пришел в Норму". Маленькие французы всегда говорят "Волшебные Слова", смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают "Рублем": лишают развлечений, подарков или сладостей.
Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы друкерман "Французские Дети не Плюются Едой". Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью - вот тогда отчужденности не избежать.
3 Италия.
Детей в Италии не просто обожают. Их боготворят! Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку, пощипать его за щечки или "Попугать Козой" - считается в порядке вещей.
Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под "Бдительным" контролем бабушки или дедушки, тетушки или дядюшки, кузины, племянницы и всех прочих родственников. "Выводить в Свет" детей начинают очень рано - их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы. Сделать замечание, не говоря уже об усмиряющем шлепке, - недопустимое поведение для родителя. Только в том случае, если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается позором: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.
4 Индия.
Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость. Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение "не Раздави Муравья и не Бросай Камни в Птиц" со временем трансформируется в "не обижай слабых и уважай старших". Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал "Лучше Другого", а когда стал "лучше себя". При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.
Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на откуп родителям, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.
5 Америка.
Американцы обладают качествами, которые легко выдают их "в Толпе": внутренняя свобода мирно уживается с политкорректностью и четким следованием букве закона. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами - важнейшие аспекты жизни американцев - родителей. Неслучайно на любом детсадовском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках. Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье.
С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллектив достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.
Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется "Законопослушанием": доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит "Доказательства" (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику "Тайм-аута", когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.