"Горячие Юпитеры" формируются очень быстро, выяснили ученые.

26.09.2015 в 15:52

( Астрономия@Science_Newworld).

Спустя двадцать лет, прошедших с момента первого обнаружения астрономами экзопланет класса "Горячих Юпитеров" - гигантских газовых планет, обращающихся на очень небольших расстояниях от родительских звезд - эти астрономические объекты продолжают оставаться окутанными завесой тайны
Горячие Юпитеры формируются очень быстро, выяснили ученые.. В новом исследовании международная команда астрономов под руководством Жана - Франсуа донати из национального центра научных исследований, Франция, при помощи спектрополяриметра Espadons, установленного на телескопе Канада - Франция - Гавайи, показали, что такие небесные тела могут всего лишь в течение нескольких миллионов лет мигрировать в ближайшие окрестности находящейся в процессе формирования звезды. Это открытие может пролить свет на процессы формирования и эволюции планетных систем звезд, как похожих, так и не похожих на нашу солнечную систему.

В солнечной системе каменистые планеты, такие как земля и марс, находятся близко к солнцу, в то время как газовые гиганты, к которым относят Юпитер и Сатурн, лежат дальше от нашей звезды. Однако с экзопланетами дело обстоит по-другому - возле далеких звезд исследователи часто находят газовых гигантов, движущихся по орбитам радиусами в десятки раз меньше радиуса солнечной орбиты земли.

В ряде недавних научных трудов показано, что такие "Горячие Юпитеры" формируются во внешних областях протопланетного диска звезды, а затем мигрируют внутрь. Но как быстро происходит такая миграция? До сих пор ученые рассматривали два возможных сценария: согласно первому из них, миграция происходит на самых ранних стадиях формирования планетной системы из газопылевого диска, а по второй версии, миграция газового гиганта к звезде происходит намного позже в результате орбитальных взаимодействий между уже сформированными планетами.

В своей работе команда донати представила убедительные доказательства в поддержку первого из этих сценариев. Используя спектрополяриметр Espadons, исследователи наблюдали звезды, формирующиеся из молекулярного облака, расположенного в созвездии тельца, на расстоянии 450 световых лет от земли. Одна из этих звезд, V830 Tau, демонстрирует признаки, указывающие на присутствие планеты массой 1, 4 массы Юпитера, но обращающейся вокруг своей звезды по орбите радиусом в 15 раз меньше, чем радиус орбиты земли вокруг солнца. Это открытие свидетельствует о том, что горячие Юпитеры могут быть очень молодыми и потенциально встречаются намного чаще на орбитах вокруг звезд, ещё находящихся в процессе формирования, чем на орбитах вокруг звезд среднего возраста, таких как солнце.