Где же вы, горы меру?
На далеком севере, где земля покрыта большую часть года снегом, протянулись с Запада на Восток великие и бескрайние горы. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте ночи сверкают семь звезд большой медведицы, а в центре мироздания расположена полярная звезда. С этих гор устремляются вниз все великие земные потоки, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану
. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки. Но не дано простому смертному взойти на них, лишь самые смелые и мудрые преступали предел, положенный людям, и уходили навеки в страну блаженных, берега которой омывали воды молочного океана.
Горы, отделяющие север и "Белое" море от всех остальных земель, зовутся горами меру, а величайшая из них - мандарой. За горами меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания, там в небе над океаном сверкают радужные водяницы, и только птицы и великие мудрецы - "Риши" знают дорогу в этот край. Так рассказывают о далекой северной стране, о древней прародине гимны веды - древнейшего священного памятника индийцев. Странной, неожиданной сказкой, непонятно как родившейся в далекой жаркой Индии, звучал бы этот рассказ, если бы не жил он среди древнейших преданий и другой южной страны - Ирана.
В авесте, священном памятнике иранских народов, в самой древней ее части бундахишне, повествующей о сотворении мира, рассказывается и о далекой северной прародине иранцев - земле богов и предков, где с Запада на Восток протянулись хребты высокой хары - хары березайти с их главной вершиной горой хукайрья. И над высокой Харой также сверкают семь звезд большой медведицы и полярная звезда, поставленная в центре мироздания. Отсюда с золотых вершин берут начало, все земные реки и величайшая из них - чистая река ардви, ниспадающая с шумом в белопенное море воурукаша. Над горами высокой хары вечно кружит быстроконное солнце, и полгода длится здесь день, а полгода - ночь. Только смелые и сильные духом могут пройти эти горы и попасть в счастливую страну блаженных, омываемую водами белопенного океана.
Опять эти сказочные золотые горы, покрытые густыми лесами, где растет священное растение сома, или хаома, и с которых стекают в золотых руслах буйные реки. Откуда, как, когда узнали индийцы и иранцы о странах холода и снегах, замерзающих водах и северном сиянии? Когда и где смогли увидеть высоко над головой полярную звезду? Эти вопросы задают себе ученые вот уже целое столетие. В начале XX века появилась книга бала гангадхара Тилака "Арктическая Родина в Ведах". Он считал, что предки индийцев обитали в Арктике, откуда в Viii - VI тысячелетиях до нашей эры под влиянием наступающих холодов ушли на юг.
Прошло более 80 лет с момента выхода в свет книги Тилака, а споры о том, где же находилась прародина индийцев, в каком месте высятся священные горы меру и Хара березайти, не прекращаются. Но сегодня уже большинство ученых пришло к выводу, что слагалась индоиранская (арийская) общность где-то в южнорусских степях в третьем - начале второго тысячелетия до нашей эры. Советский исследователь б. в. горнунг предположил, что "Колыбель Индоиранского Языкового и Культурно-исторического Единства" находилась в среднем Поволжье. Ученые знают теперь, что древние индоиранцы (арии) были земледельцами и скотоводами, они сеяли хлеб, пасли скот и, расселяясь на все более широких пространствах, продвигались и на Восток, и на Запад, и на север, и на юг. И где-то именно на севере от их прародины должны были находиться те самые священные горы, которые воспевали гимны авесты и риг веды. Но где?
О великих северных горах писали и древнегреческие авторы, считавшие, что эти горы, названные ими рипейскими, занимали весь север Европы и были северной границей великой скифии. Так они и изображались на одной из первых карт земли - карте VI века до нашей эры гекатея милетского. О далеких северных горах, протянувшихся с Запада на Восток, писал "Отец Истории" Геродот. Сомневаясь в невероятной, фантастической величине рипейских гор, Аристотель тем не менее верил в их существование и был убежден, что именно с этих гор стекают все самые большие реки Европы, кроме Истра - Дуная. За рипейскими горами, на севере Европы, помещали древнегреческие и древнеримские географы великий северный, или скифский, океан.
Но где конкретно находятся северные горы - этот вопрос остается открытым и по сей день.
Быть может, это хребты Урала воспели создатели древних арийских гимнов, как думают известные советские исследователи Г. М. бонгард - Левин и э. а. грантовский? Действительно, уральские горы находятся на севере по отношению к Индии и Ирану, они богаты золотом и самоцветами и протянулись далеко к замерзающему северному морю. Да только и авеста, и веда, и античные историки постоянно повторяют, что великие горы тянулись с Запада на Восток, делят землю на север и юг, а Урал - это граница Запада и Востока. И, наконец, не берут начало с уральских гор ни Дон, ни Днепр, ни волга, и священную реку ардви, стекающую в "Белопенный Океан", трудно найти на отрогах Урала. Не разделяет он и "Земные Воды" на те, что текут к югу, и те, что устремились к северу. А ведь это отличительная черта и гор меру, и высокой хары или перепутали древние арии в своих путешествиях Восток и Запад с севером и югом? Маловероятно! Знали они географию для своего времени очень неплохо, а перепугать стороны восхода и заката солнца более чем сложно. А если ни певцы вед, ни создатели авесты, ни античные авторы не ошибались, и действительно существовали эти горы на севере Европы, протянувшиеся, как выгнутый в сторону юга лук, с Запада на Восток? И, вероятно, никуда они не делись за те 3- 4 тысячи лет, что отделяют нас от поры, когда древние арии начали свой путь в Индию и Иран. И остается одно - чуть-чуть повнимательнее посмотреть на карту нашей родины. Вот черное, азовское и каспийское моря, выжженные солнцем степи; сюда текут с севера великие реки - Днепр, Дон, волга. А вот север европейской части страны. Холодные и неприветливые белое и баренцево моря, ледовитый океан. Сюда текут с юга на север многие реки, и среди них могучая, полноводная северная Двина, впадающая в белое море. Огромная восточно - европейская равнина пестрит возвышенностями: среднерусская, валдайская, приволжская …. Среди них не сразу выделит глаз дугу, состоящую из гор кольского полуострова, мелких возвышенностей Запада вологодской области. Северных увалов и северного Урала, протянувшуюся с Запада на Восток на 3700 километров и действительно отделяющую от всей остальной территории Европы побережье белого и баренцева морей.
Частью этой огромной дуги, причем очень значительной, являются доходящие до северного Урала и протянувшиеся на две тысячи километров с Запада на Восток северные увалы. Они не высоки, самая высокая точка здесь всего лишь 293 метра над уровнем моря. Конечно, не Памир, не Гималаи, но … именно здесь находится водораздел рек каспийского и белого морей. Именно здесь, на северных увалах, начинают свой путь на юг Унжа и Ветлуга, Кама и Вятка - реки бассейна великой волги, и всего в нескольких километрах от них начинает свое стремительное движение на север, к белому морю река юг, которая, сливаясь с рекой Сухоной, образует малую северную двину. Второй крупный водораздельный участок также вписывается в дугу северорусских возвышенностей. Это район белого озера, где берут истоки многоводная шексна, текущая на юг, а Онега и Сухона - к белому морю.
Что же такое северные увалы? "Увал … В Районе Белого Моря, - как Сказано в"словаре народных географических терминов" э. М. мурзаева, - крутое и высокое побережье реки, гористая гряда, сопровождающая долину". На водораздельном участке северных увалов, где горы как бы рассекают реки на южные и северные, речные долины - это глубокие, до 80 метров и более каньоны с крутыми отвесными берегами. Река Сухона (часть малой северной Двины) на участке от города Тотьмы до устья напоминает своей стремительностью горную реку, ведь падение ее здесь превышает 49 метров, а в районе села опоки высота берегов превышает 80 метров. У Сухоны здесь около 130 притоков. Русла рек, текущих в районах северных увалов, как правило, выложены чистым оранжево-желтым слюдистым песком, а высокие обрывистые берега, окружающие их, - из оранжевого слюдистого песка, ярко - красной пластичной глины, красного грубозернистого и желтого песчаника. Как не родиться тут легендам о реках, текущих в "Золотых" руслах, среди "золотых" гор!
Конечно, могут и возразить: "как же так, ведь горы меру и Хара березайти - великие, самые высокие в мире, выше неба и даже выше солнца, а тут какие-то 293 метра? Наверное, это объясняется тем, что когда человек покидает родину, ее образ - где самое яркое солнце, самые зеленые травы, самые чистые реки и самые высокие горы - живет в легендах и песнях.
Столетие за столетием все дальше на юго-восток уходили те из Ариев, кому предстояло стать затем частью великих народов Индии и Ирана. Они встретили на своем пути высочайшие горы мира, и образ великих гор земли предков окрасился новыми красками. Высокая Хара и меру, воспетые праотцами в своих священных гимнах, конечно же, не могли быть ниже Памира и Гималаев, они должны были быть самыми высокими в мире, выше солнца. Но вспомним: и в гимнах вед, и в авесте вершины этих гор покрыты густыми лесами, где поют дивные птицы, где живут разные звери, где растет чудесная охмеляющая хаома - сома. Выходит, не так уж были высоки заросшие лесом, населенные зверем и птицей меру и высокая Хара. А что же на северных увалах? На три четверти они лесами покрыты. И какими лесами! Здесь и ель, и пихта, и липа, и клен, и ильм, и вяз, и черемуха, и ольха, и береза, и осина, и даже дубы. Это на 60-м градусе северной широты! Растут в этих местах различные кустарники: красная и черная смородина, шиповник, кизил, жимолость, калина и в изобилии - хмель. А на лесных лугах - пышное разнотравье.
Еще в начале XX века эти места славились как богатые охотничьи угодья, обильные зверьем, птицей, рыбой. Но это летом. Зимой метет пурга, завывает на северных склонах увалов пронизывающий северо-восточный ветер, кружит, застилая все вокруг хлопьями снега, метель. Выходит, что унесли арии в свою новую жаркую родину память о беспощадном, смертельном северном ветре - Ваю, царящем на склонах гор меру. Но перед теми, кто, победив в схватке с ветрами и снегом, преодолевал эту горную преграду, открывались бескрайние просторы моря, причудливо застывшие воды, и сверкал в их честь, озаряя путь дальше, свет северного сияния.
Память о горах живет в гимнах веды и строках авесты, в названиях сел и деревень русского севера. Вслушайтесь в них: Мандара - мандарово, мундора - мундорка и гора Мандара "Вед"; харино - харово, харачево - харинская, харлово - харапиха, хархорино - харионово и высокая Хара "авесты"; рипино - рипинка, Рипина и рипейские горы древних греков. А еще святогорье, семигорье и множество сел и деревень с названиями гора или Горка.
В море белое впадает Двина. Или это только созвучие Двина - ардви? А может, нет? Ведь называют же жители харовского района, где протянулась харовская гряда, песок странным словом "Хара". На санскрите (языке индоиранцев) Хара - желтый, золотистый, оранжевый, красноватый, солнечный ….
Несколько лет назад в старинный русский город Вологду из университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы приехали преподаватели русского языка из разных стран мира. И вот в залах музея, глядя на образцы вышивок и ткачества, выполненные на рубеже XIX и XX веков северорусскими крестьянками, молодой индиец сказал удивленно: "здесь для меня почти нет ничего нового. Все это я много раз у себя дома видел. Но это и потрясло меня больше всего. Объясните, как к вам могли попасть наши вышивки? " Светлана жарникова, искусствовед.