Мистерии. Египетские, дионисийские, эливсинские мистерии.
Мистерии. Египетские, дионисийские, эливсинские мистерии.
Мысль о смерти неуклонно человека на протяжении всей истории преследует. Люди думают о ней, боятся и всячески пытаются познать ее, так как смерть своего рода мост между миром реальным и потусторонним.
Наверное, самым известным и распространенным культом у древних народов был куль плодородия, умирающей и воскресающей природы, который из языческих времен потом органично влился в известные христианские сюжеты и обряды. С этим культом у некоторых народов были связаны так называемые мистерии
. Празднества с тайными ритуалами к которым старалось приобщиться как можно больше людей. Наиболее древними и более менее известными были египетские мистерии, посвященные умирающему и воскресающему богу осирису. Расцвет культа этого бога относится примерно к 1800 г. д. н. э. в городе торжественная процессия с погребальной ладьей осирисаабидос совершались особые празднества мистерии. Они были двух типов: первые были более публичные и представляли собой инсценировки фрагментов мифа об осирисе. Вторые же были крайне засекреченными и закрытыми. Довольно скудные сведенья о них дают труды греческого историка Геродота (I в) и некоторые фрагменты "Текстов Пирамид" записанных прямо на стенах гробниц примерно в 2500 г. д. н. э.
Известный миф рассказывает о том, что великий осирис правил некогда Египтом очень справедливо и мудро. Он научил людей земледелию, ремеслам и поклонению богам. Все это время рядом с ним находилась его супруга и сестра исида, а так же брат Сет, коварно строивший за спиной у осириса план по его свержению. И вот в один прекрасный день, на пиру Сет придумал развлечение - всем гостям предлагалось ложиться в специально подготовленный шикарный гроб (тот был очень красивым и украшен множеством драгоценных камней. Тому кому гроб придется по размеру Сет обещал его подарить. Когда в гроб улегся осирис Сет захлопнул крышку и бросил саркофаг в Нил. Осирис погиб естественно. Исида, узнав о случившемся, поспешила в библ, забрать останки мужа из гроба, в надежде воскресить его, но Сет опередил ее. Он разрубил покойного на 14 частей и разбросал их по всему Египту однако исиде, безутешно горевавшей по мужу и брату, удалось отыскать куски и оживить осириса. Это позволило ей чудесным образом зачать и родить сына гора - защитника людей от зла и продолжателя дела отца. В дальнейшем гор смог отомстить Сету и убить его. Именно сцены из этого мифа разыгрывали жрецы и первые, так называемые актеры перед публикой во время публичных мистерий. В конце этой части празднеств наступал кульминационный момент - подъем колонны Джед. Она была увенчана четырьмя капителями и перьями, которые аллегорически представляли осириса. Сначала колонна лежала на земле, символизируя мертвого бога, а когда колонну устанавливали в вертикальное положение - это означало воскрешение. После этого торжественная процессия вносила ладью со статуей осириса, пронося ее вокруг людей, а затем ее вновь уносили в храм. Там продолжались тайная часть мистерий, приобщения людей к высшим знаниям о жизни и смерти, о которой доподлинно ничего неизвестно. Кстати, публично разыгранные сцены мистерий из мифа об осирисе считаются родоначальницами театральных представлений. Как известно, театр как мировое явление был создан в Греции. Греческие трагедии до сих пор являются классическими образцами этого жанра, а свое начало они взяли в тайных мистериях, которые их Египта были перенесены в древнюю Элладу.
Здесь было два широко известных культа умирающей и воскресающей природы. Один находился в эливсине и был посвящен богине Деметре и ее дочери персефоне. Празднества проходившие там известны как эливсинские мистерии. Дионисийские мистерии, вторые по значению, не имели какого-то особого центра культа бога. Они проходили по всей Греции, на Крите, во фракии.
Эливсинские мистерии считаются наиболее классическими. Хотя до сих пор не удалось полностью реконструировать все действия, которые проходили за закрытыми дверями храма. Примерно с 700-400 г. д. н. э. толпы пилигримов стекались со всей Греции в город эливсин в начале сентября. В это время 10 дней подряд проходили празднества в честь богини плодородия Деметры.
Как и в египетских мистериях, праздник в Греции начинался красочным шествием. Процессия двигалась сначала из эливсина в Афины, а потом обратно. На протяжении нескольких дней жрецами и мистами (посвященными в мистерии) разыгрывались сцены их жизни Деметры и ее дочери персефоны. Наиболее известный миф о богинях у Гомера "Гимн Деметре изложен". Он рассказывает о том, как однажды Аид, бог загробного и подземного царства увидел юную персефону, собирающую цветы, и влюбился в нее без памяти. Он стал просить руки дочери у Деметры, но так никак не хотела отдавать персефону замуж за мрачного бога. Тогда Аид похитил девушку и скрыл ее под землей. Деметра девять дней скиталась по земле с заженными факелами, ища свою дочь. На десятый день, измученная и опечаленная потерей, она забрела в эливсин, где ее приютил у себя царь келей. Его дочери развеселили богиню, заставив забыть о горе. В благодарность за это Деметра кормилицей сына клея стала. Она давала ему амброзию и закаляла в огне, чтобы тот стал бессмертным. Когда это увидел испугавшийся царь, ей пришлось раскрыть свою божественную личину. Тогда келей решил воздвигнуть храм богини Деметре, которая напоследок, перед уходом научила царя проводить мистерии. Пока богиня горевала, земля перестала давать урожай и покрылась снегами. Повсеместно царил голод и разруха. Боги испугались, что все люди погибнут, и некому будет приносить жертвы богам. Они повелели, чтобы Аид вернул персефону матери. Перед ее возвращением подземный бог заставил жену проглотить 3 гранатовых зернышка, как залог их любви. Из-за них персефона была обязана в свое время вернуться к мужу в загробный мир. Теперь она две трети года проводила с Деметрой и тогда природа буйствовала, давала урожай, и одну треть персефона проводила с Аидом. Тогда богиня мать была в горе и на земле царила зима.
На четвертый день празднеств начинались жертвоприношения, пост и подготовка к торжественному возвращению в эливсин. Жрецы, мисты, певцы и музыканты выходили в путь рано утро, а святилища богини достигали поздно ночью, при свете факелов. Сами мистерии проходили в последние 2 ночи, и что было на них, до сих пор никому неизвестно. Все прошедшие через причастие обязывались строго хранить молчание. О том насколько хорошо соблюдался этот обет мы можем судить по тем скудным сведеньям дошедшим до нас.
Главным в мистериях было прохождение посвященными, духовного пути персефоны. Ее умирание и воскрешение. Археологические раскопки и некоторая известные данные показали, что главным в дни причастий был некий специальный напиток кикеон, который приготавливали из смеси воды, муки и приправ. Некоторые характеристики празднеств позволяют сделать предположение, что в напиток добавлялся некий галюциногн, который давал участникам мистерий действительно реально пережить смерть и возрождение из царства Аида. Это было своего рода очищение души и приобщение к тайнам бытия. Прошедшие через мистерии более могли не бояться, что после смерти они попадут в мрачные подземелья загробного мира, что их теперь непременно направят на елисейские поля (аналог христианского рая. Кое кто считал, что без мистериального посвящения вообще невозможно попасть в загробный мир. Души, не прошедших через мистерии, вынуждены будут вечно скитаться над землей в поисках успокоения. Например, известен греческий миф о двенадцатом подвиге Геракла, которому царь эврисфей приказал привести ему страшного трехголового пса цербера, охранявшего вход в подземное царство Аида. Геракл перед походом туда прошел посвящение в эливсинские мистерии, иначе он не мог отправиться в аид. Можно предположить, что во время церемонии ему дали своего рода инструкции, как попасть на "тот Свет" и вернуться обратно. Мы знаем, что Гераклу это удалось совсем неплохо.
Погребальный характер мистерий доказывают и одежда мистов, окрашенная в пурпур, а пурпур в представлениях греков ассоциировался не , внимание, только с праздником, но и со смертью. Миртовые венки, украшавшие головы жрецов были одним из атрибутов загробного мира: предполагалось, что души умерших могут обитать именно в миртовых рощах. Так же обязательными атрибутами праздника были специальные чаши, колосья разных злаков и факелы.
Через эливсинские таинства люди преодолевали страх гибели, приобретали скрытые от непосвященных знания и устанавливали своего рода связь между двумя мирами, земным и подземным (загробным. Таким образом древний миф и мистерии легли в основу идеи о бессмертии души, дававшей надежду множеству людей независимо от социального статуса.
Вторыми по популярности в Греции были дионисийские мистерии. Дионис (второе имя Вакх или Бахус) был богом винограда, виноделия и праздников, но в своей древней ипостаси он еще был богом умирающей и воскресающей природы. Архаическое имя диониса было Загрей. Его отец великий зевс критский сыну власть над миром даровал. Это очень сильно задело гордость жены зевса - Геры, ведь Загрей получивший власть был не ее сыном, а сыном персефоны. Гера натравила на Загрея - Диониса могучих титанов и те, заманив мальчика при помощи игрушек, растерзали и съели его. Разгневанный зевс испепелил убийц сына, а из одного оставшегося кусочка Аполлон вновь возродил Загрея - Диониса.
В дионисийских мистериях (еще их называли критскими мистериями по месту проведения самых обширных празднеств), как и во всех предыдущих сначала разыгрывались сцены мук Диониса из страшного мифа. Участники грубо разорвав быка зубами с криками и воплями бродили по лесам. Сообщается, что иногда жертвенное животное было живым во время этого страшного ритуала. Жрец нес ларец и говорил, что внутри лежит сердце бога. Какофония, создаваемая музыкальными инструментами как бы имитировала звуки погремушек Загрея. Поскольку Дионис часто представал в виде животного: быка или козла, использование причащения с помощью мяса означали соединение с божеством, путем предания его плоти (эти древние корни мистерий можно различить и в обрядах христиан. - ср. "Плоть и Кровь Христовы" на причастии. Дионисийские таинства так же были связаны с идеями о загробном мире, надеждой на лучшее будущее умершей души и похоронными обрядами. Правда, в отличие от эливсинских мистерий, где похоронный обряд и торжественные процессии были проникнуты крайним трагизмом, здесь же церемонии вакхантов (участников) проходили крайне эмоционально, порой излишне весело. Известное слово вакханалия свое начало именно в дионисийскиъ мистериях берет.
В противоположность мистериям Деметры, вакхические таинства не имели ни постоянных жрецов, ни определенных святилищ, и были доступны более простому люду. Оргии в честь бога были известны даже в Македонии и фракии. Культ Диониса был культом вина, веселья, отказа от однообразной, скучной жизни, буйства свободы. Женщины посвящавшие себя этому богу на время мистерий именовались менадами и вакханками, а мужчины, облачавшиеся в козлиные шкуры - сатирами и силенами. Именно они разыгрывали сцены из жизни Диониса и были главными действующими лицами. Правда, куль и дионисийские мистерии осуждались еще в античные времена за излишний разврат и исступленное веселье, которому придавались члены культа и посвященные мисты.
У славян тоже имелись свои обряды, носившие явный мистериальный характер. Хотя от настоящих таинств, носивших глубокий сакральный смысл, связанный с круговоротом жизни и смерти осталось очень мало, но то, что такие празднества проводились, дают возможность предположить, что в древности они были похожими на греческие мистерии. Например, опахивание деревни в случае массового падежа скота и для охраны от злых сил. Этот обряд описан у снегирева и некоторых других исследователей славянский верований. Обряд был чем-то похож на дионисийские мистерии. Особенно в своем шествии полунагих, обезумевших женщин, которые пели особую песню - заговор. Ночная процессия распределяла роли так: впереди шли три девицы с образом св. Власия, покровителя скота (в языческие времена это был бог Велес) и со свечами. За ними - три вдовы. После них тащили соху, но так, чтобы непременно оставался след на земле. С ней обходили всю деревню, прося матушку - землю защитить от смертельных опасностей - т. е. от смерти. Затем одна женщина садилась на метлу и затирала этот след. Далее люди с косами, серпами, прочим хозяйственным и домашним инвентарем, с факелами возвращались домой, а по дороге перепрыгивали через разжигаемые тут же костры. Шествие криками и особыми песнями сопровождалось. Более глубокое изучение славянских мистерий затрудняется отсутсвием достаточных археологических данных и прочих сведений о язычестве, многие из которых были просто-напросто уничтожены во времена крещения Руси.
Современный мир не так далеко от античного прошлого ушел. Ведь даже сейчас, почти каждый из нас в той или иной степени был участником мистерий. Крещение, причастие и похороны, по своей сути как раз и есть таинства связанные с мистериями. Главная же мысль объединяющая все эти действия - это надежа на лучшее будущее после смерти, проникновение в тайны бытия, прикосновение к другому миру, который возможно не имеет ни границ, ни сословных разделений. Как известно смерть уравнивает всех, но люди всегда хотели перебороть страх перед этой всепоглощающей стихией, а потому стремятся себя подготовить, пускай и с помощью таких странных действий как мистерии.
Апейрон
Апейрон ( греч. ἄπειρον , «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии , введённое Анаксимандром , означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество . Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).
Согласно Александру Афродизийскому , апейрон — это нечто промежуточное между воздухом , водой , огнём и землёй . Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего .
Некоторые историки философии , возводящие происхождение материализма к древнегреческим мыслителям, указывают, что понятие апейрон стало одним из первых выражений для идеи о неопределённой субстанции, в дальнейшем приведшей к возникновению философского понятия материи . При этом выделяются «две линии материализма»:
- Атомистическая , возводимая к Демокриту , — согласно которой материя дискретна , состоит из конечных определённых атомов , являющихся пределом делимости вещества;
- Возводимая к Аристотелю , — согласно которой материя есть сплошная неопределённая протяжённость, потенциально делимая до бесконечности. При учёте такого разделения, понятие апейрон оказывается, действительно, в некотором смысле предшественником аристотелевского определения материи.
Есть мнение, что понятие «апейрон» было введено не самим Анаксимандром, а Платоном или Аристотелем , пересказывавшими его учение. (Лебедев, 1978)
Мистерия
Постановка мистерии, Фландрия, XV век
У этого термина существуют и другие значения, см. Мистерия (значения) .
Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Средневековые хроники иногда упоминают о том, что одновременно с мистерией исполнялся и фарс (например, фарс «Мельник, чью душу в ад черт уволок» шёл в 1496 году одновременно с «Мистерией о святом Мартине» и « Моралите о слепом и хромом»).
С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов » более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.
Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации ; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента ; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера , а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка . В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега , и Тирсо де Молина , и Кальдерон де ла Барка, Педро ; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III .
Видео Мистерии//Mysteries (1978)
Элевсинские мистерии
Из всех эллинских мистерий ни одни не достигли такой славы, как Элевсинские, которым поэтому и мы дадим первое место в нашем изложении. Они совершались в честь двух богинь, Деметры и Коры, в аттическом городке Элевсине, лежавшем в углу Саронического залива к северо‑западу от Афин по дороге в Мегары, и принадлежали к числу тех мистерий, в которых участие обусловливалось предварительным посвящением. Основание их сами древние относили к мифическим временам: по словам Гомеровского гимна «К Деметре», относящегося, вероятно, к VII или VI в., они основаны самой богиней, пришедшей в Элевсин во время поисков своей дочери, похищенной Плутоном; от этого прибытия богини, может быть, произошло название городка Ελευσιη, раньше, по преданию, называвшегося Сесарией. Жители Афин стали участвовать в элевсинском культе со времени включения Элевсина в свое государство, относимого преданием к царствованию Эрехтея, но на самом деле относящегося к VII в. Гомеровский гимн, говоря, что Деметра явилась в Элевсин под видом женщины с Крита, как бы намекает, что служение богине перенесено в Элевсин с этого острова; но значительное сходство в обрядах и самой сущности Элевсинских мистерий с египетскими мистериями Исиды, скорее, заставляет думать, что первоначальным местом образования такого культа был Египет.
Орфизм (искусство)
Робер Делоне . Марсово поле: Красная башня (1911—1923)
У этого термина существуют и другие значения, см. Орфизм (значения) .
Орфизм ( фр. orphisme , от фр. Orpһée — Орфей) — направление во французской живописи 1910-х годов , образованное Р. Делоне , Ф. Купка , Ф. Пикабия , М. Дюшан . Генетически связан с кубизмом , футуризмом и экспрессионизмом .
Название дано в 1912 французским поэтом Гийомом Аполлинером . Аполлинер уподоблял воздействие живописи этого направления музыке древнегреческого героя Орфея . И, хотя Роберу Делоне это название не нравилось, с лёгкой руки Апполинера термин прижился. Видимо ритмичность и музыкальность симультных картин вложили силу в этот термин.
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Орфизм повлиял на русскую живопись в 1913—1914 годах через прямые контакты русских с самим Робером Делоне. Его влияние можно увидеть в работах Аристарха Лентулова . Также орфизм повлиял на некоторые работы Александры Экстер , Георгия Якулова и Александра Богомазова .
Особенности жанра мистерии. Мистерия — жанр средневекового религиозного театра
Мистерия — жанр западноевропейского средневекового религиозного театра XIV-XV веков. По сути в него входили преимущественно Библейские сюжеты, которые умело чередовали с интермедиями, комедийными или бытовыми эпизодами.
Как только в средневековом городе готовилась ярмарка, сразу же одновременно с ней создавалась очередная мистерия. Устроителями ее были городские власти — муниципалитеты и ремесленные цеха. Играли мистерии ремесленники. Они вносили в содержание живое начало: юмор, бытовые детали, жизненные наблюдения. И конечно, все эти дополнения противоречили основному, библейскому, сюжету той или иной мистерии. Так и повелось: мистерии представляли собой клубок противоречий. Кипение жизненной суеты сочеталось в них с торжественными, нравоучительными истинами священных писаний.
Мистерию знали и любили во всех средневековых городах, но особенно во Франции. В середине XV века Арнуль Гребан сочинил мистерию, которая может служить образцом этого жанра средневекового театра. Она называлась «Мистерия страстей Господних», и в ней было около 400 персонажей.
Также была очень популярна «Мистерия об осаде Орлеана». Французы обожали смотреть ее, переживать за ее героев, следить за сюжетом, потому что эта мистерия будила патриотические чувства, рассказывала о стойкости и мужестве горожан, сражавшихся с англичанами.
Мистерии создавались размашистыми мазками: уж если по сюжету шла сцена пытки, то ее играли так, как будто дело происходило в жизни. А если появлялись черти, то зрители хохотали до упаду: столько юмора, веселья было в этой сцене.
Ставили мистерии «управители игр». И каждый из них отвечал за свое дело — организационное, техническое, литературное, сценическое.
Существовали и специальные «мастера чудес» : они придумывали многочисленные театральные эффекты.
С конца XIII века появились «братства», показывавшие мистерии. Особенно было знаменито «Братство страстей Господних» . С 1402 года у этого «Братства» было монопольное право постановки мистерий в Париже.
Мистерии исчезли из стран Западной Европы к середине XVI века. Погубило их всеобщее недовольство. Церковных деятелей не устраивали комедийные и бытовые моменты в представлениях, а прогрессивные деятели тех далеких времен не хотели видеть на сценических подмостках сюжеты из священных книг.
Мистерии исчезли, но они проложили путь профессиональному театру, помогли появиться на свет Божий таким жанрам средневекового театра, как моралите и фарс. Если умирает старое дерево, успевшее дать молодые побеги, то это не так грустно.