Древности в древности. Любая наука, развивается последовательно.
Это значит, что новые построения и гипотезы не отменяют предыдущие, а ограничивают область их применения и расширяют возможности познания. Например, в физике смена ньютоновской модели на эйнштейновскую, не отменяет прежнюю теорию, а дает новые горизонты видения. В археологии этот принцип на протяжении многих лет действует
. Здесь тоже новые теории не отменяют полностью старые, а изменяют подход к изучению древних памятников, дают новые инструменты и расширяют наше понимание древних процессов и событий.
Мы начнём с самого начала ….
Люди издавна находили курганы, городища, дольмены, каменные лабиринты и разнообразные предметы, оставленные предыдущими поколениями. Все они, естественно, вызывали огромный интерес. Но даже самые образованные люди в то время почти ничего не знали о прошлом. Они предполагали, что в прошлом вещи выглядели примерно так же, как и в их время не задумывались, о том что, например, наконечники стрел можно делать из камня. Но всё же пытались найти какое-то объяснение в соответствии со своей картиной мира, и Находкам придавали мистическое происхождение и магические свойства. Создание сооружений приписывали богам, героям, великанам и прочим мистическим существам.
Кремнёвые наконечники стрел и каменные топоры издревле трактовались как "Громовые Стрелки" и "громовые топоры". Их происхождение связывали с богами громовержцами - зевсом, тором, перуном, а позднее Ильёй пророком. По поверьям они метали эти стрелы, которые создавали молнии, уходили в землю и выходили позднее наружу. Согласно поверьям громовые стрелы и топоры защищали владельца, лечили болезни и обладали прочими полезными свойствами. Поэтому они считались ценной реликвией - их подбирали, бережно хранили, дарили и продавали. В старинных "Травниках" (книгах с описанием лечебных трав и способов лечения ими) авторы иногда предписывают носить с собой громовые стрелы для защиты от болезней и злодеев.
Наиболее яркое свидетельство этому и в Новгороде найдено. В экспозиции новгородского музея можно увидеть неолитический кремневый наконечник копья в медной оправе, на которой изображён восьмиконечный христианский крест.
Он был найден на неревском раскопе внутри остатков сруба построенного после пожара 1311 г. обломок наконечника сломавшегося и выброшенного в эпоху неолита, был найден в средневековье и использовался владельцем как амулет.
Интересно, что составители новгородской кормчей книги (сборника церковных и светских законов), написанной в 1280-х гг., осуждают и угрожают проклятьем тем, кто использует "Богомерзкие и Нечестивые" громовые стрелы и топоры для лечения болезней и изгнания бесов.
Самое же древнее описание археологических Находок на Руси содержится в повести временных. В статье 1114 г. Нестор рассказывает "…когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "Здесь, Когда Бывает Туча Великая, Находят Дети Наши Глазки Стеклянные, и Маленькие и Крупные, Проверченные, а Другие Подле Волхова Собирают, Которые Выплескивает Вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "это неудивительно …" … этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане …".
Глазки, о которых рассказывает Нестор, это стеклянные бусины Viii - первой половины IX в., которые вымывались из культурного слоя дождём и рекой.
При изготовлении на них нанесён орнамент напоминающий "Глазки". В эпоху викингов они были популярным и ценным товаром (отлично менялись на меха и серебро), а Ладога важным перевалочным пунктом торговли и даже изготовления бус. Поэтому довольно большое количество их в культурный слой попало. В XII веке они совершенно вышли из моды и были совершенно не похожи на что носили в то время ладожанки. Так как об археологии и культурном слое тогда ничего не знали, предположение о том, что некие "Глазки" падают из туч, казалось ладожанам XII века более правдоподобным, чем то, что дождь и река вымывают из культурного слоя бусы, которые потеряли их предки двести лет назад.
Сейчас эти бусины во множестве находят при археологических раскопках ранних слоёв старой Ладоги.
И подобных легенд известно немало. У многих народов есть рассказы о каменных "Громовых Топора" упавших с неба, горшках которые сами собой растут под землёй в поле, просыпавшихся из туч монетах и прочих предметах.
Но иногда древности удавалось связать не , внимание, только с богами и героями эпосов, но и с историческими персонажами - древними царями и святыми. Особенно если их искали целенаправленно.
Так, например, в связи этим прославился царь Вавилона набонид, правивший в 556-539 гг. до н. э. (хотя больше известен его сын Валтасар, о последнем пире которого рассказывает библия.
Частью его политики было восстановление культа "Старых" богов (являвшихся ему во снах) и перестройка храмов по "древнему образцу". Для этого, набонид проводил раскопки с целью установить план и декор древних храмов. При раскопках города Ларса были обнаружены глиняные таблички, на котором содержался рассказ о том, что набонид раскопал здесь основание храма бога шамаша сооруженного на 2200 лет ранее, а после восстановил храм в "Древнем Стиле".
Так же, в ходе раскопок он обнаружил, что правивший до него навуходоноср II (605-562 гг. до н. э. ) уже проводил здесь раскопки и откопал храм, построенный за семь веков до него царём бурнарбуриашем (1359-1433 гг. до н. э. . кроме того здесь же была найдена ещё более древняя надпись царя хамураппи (1792-1750 гг. до. н. э. ) которую к тому же смогли прочитать. И такие раскопки с последующей постройкой храмов проводились во многих городах. Набонид в оставленных надписях, подробно рассказывает, как ему являлись во сне божества, и повелевало, как он, следуя ритуалам и обычаям, искал закладные камни оставленные древними царями в фундаментах зданий разных городов, детально описываются Находки или неудачные поисков и т. п.
Дочь набонида, царевна белшалти - наннер собрала большую коллекцию древностей (в том числе таблички и цилиндры с надписями) и даже выделила специальное помещение, в котором можно было созерцать некоторые из диковин, извлеченных ее отцом из земли. Фактически это можно назвать первыми археологическими исследованиями, которые были осуществлены три с половиной тысячи лет назад. Провели раскопки, зафиксировали и описали найденные остатки сооружений и даже устроили выставку Находок. Но надо понимать, что цели набонида были не научные, а религиозные. Для него было важно не изучение прошлого, а тщательное восстановление храмов древних богов покровительства, которых он искал.
Описанное здесь это донаучный этап археологии. Никакой науки ещё не существует, но есть интерес к древним Находкам и желание объяснить их происхождение.
Но как ни странно, подобные представления продолжают существовать и сейчас. Причём не только в архаических обществах, но и среди довольно широких слоёв "Образованных Людей", которые продолжают верить в магические свойства древних реликвий и чудесное происхождение непонятных им вещей.