Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Бог ящер. Ezomir.

25.08.2016 в 11:28

Бог ящер (юша, Яша, йеша, яже, язе, юша - змей, Jasse) - один из богов древних славян, который заведует подземным и подводным миром. Сам вид бога ящера представлялся славянам по-разному - огромный змей, дракон, ящер о двух головах, крокодил. Именно он в виде драконов и змей изображен на многих предметах быта, архитектурных элементах, элементах одежды, амулетах.
Бог ящер. Ezomir.
Ящер символизирует нижний мир, подземный, по славянской традиции являющийся миром предков. Ящер также вошёл в народный фольклор и в виде дракона о нескольких головах. Можно с большой уверенностью предположить, что мифологические сказки славян, в которых фигурирует дракон о нескольких головах, что охраняет калинов мост через реку смородину, является ни кем иным, а богом ящером, чья роль со временем забылась, а сам он превратился в некое злое существо, с которым сражается главный герой. Исследователи упоминания о ящере во многих былинах находят. Особенно сильно поверие в этого бога было распространено в Новгороде, который стоит на реке Волхов и озере ильмень. Не только сказки или мифы, но и некоторые старинные источники утверждают, что в водах реки и озера жил некий крокодил или коркодил, которому приносили жертвы. Даже после крещения Руси, при каждом отправлении корабля, лодки или другого плавательного судна, моряки обязательно кидали морскому царю ящеру несколько монет, надеясь на его благосклонность к их путешествию.


А. Н. Афанасьев описывает старинный способ принесения жертвы богу - ящеру: "Крестьяне Покупают Миром Лошадь, три дня Откармливают ее Хлебом, Потом Надевают два Жернова, Голову Обмазывают Медом, в Гриву Вплетают Красные Ленты, и в Полночь Опускают в Прорубь или Топят Посредине Реки". Упоминание, датируемое XI в. есть в "Беседе Григория Богослова об Испытании Града": "… Ов (т. е. некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов) … бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов Реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить". Историк, археолог и знаток русской древности Борис рыбаков предположил, что в новгородской перыни, на месте, где сегодня стоит монастырь перынский скит, в том самом месте, где Добрыня по указу князя Владимира красно солнышко поставил идол перуна, а потом сверг его в реку Волхов, изначально стояло сразу три идола: в центре - идол ящера, которому приносили жертвы, просили о дожде, об удаче в рыбной ловле и удачных морских походах, а возле него идолы двух богинь - рожаниц лады и Лели.

Ящер в славянской мифологии заведовал сразу и водной стихией и подземным миром, что в принципе, на уровне мифологии часто приравнивается, то есть, и то и другое считается нижним миром, где обитают души предков, боги, различные потусторонние существа. Ящера в новгородских летописях называли коркодилом. По этой причине, вполне вероятно, и никто не исключает такой возможности, что в реке Волхов и озере ильмень Новгорода в древности действительно обитала некая гигантская рептилия, которая может быть или одной из рептилий которые известны науке, или рептилией, которая науке неизвестна. Сведения о загадочных крокодилах - ящерах существуют в разных регионах: псковский летописец в XVI веке писал: "в лета 7090 (1582) … того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша". Англичанин Джером гарсей писал в 1589 году об истории, которая с ним приключилась: "я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилась такое зловоние, что я был им отравлен, и пролежал больной в ближайшей деревне". Некоторые реки и села носят в своих названиях отзвуки прошлых поверий в подводного царя - крокодила: река ящера и озеро ящино, сёла ящера и малая ящера, село спас - крокодилино.

С поверьями в драконов или гигантских змеев связано большое количество мифов и сказаний. Причём, эти поверия существуют не , внимание, только в славянском язычестве, но и верованиях многих других народов. Например, одним из самых древних мифологических змеев считается уроборос, который заглатывает свой собственный хвост, и который существовал практически во всех культурах мира - Египте, Греции, Индии, Китае, Скандинавии, у ацтеков и так далее. В нашей, славянской традиции, бытовало поверие в существование подземного змея о двух головах (видимо именно это представление послужило основой для зарождения в позднем фольклоре образа многоголового дракона. Двухголовый змей или ящер вечером заглатывает солнце одной головой, а утром выпускает солнце из другой головы.
Несмотря на распространенность ящера в прикладном искусстве, вышивке, резьбе по дереву, украшениях, амулетах и так далее, сведений о боге ящере сохранилось крайне мало, и поэтому его роль в верованиях приходиться читать по тем древнейшим артефактам, что достались нам от предков, и по скудным записям, которые всё же зафиксировали существование божества, заведующего нижним миром. Ящера однозначно связывали с морским царём. Также некоторые исследователи считают, что есть некая связь между ящером и чернобогом, которые в славянской традиции оказываются хозяевами подземного, нижнего мира или мира предков нави.

Ящер в некоторых мифах и сказках упоминается. Одним из самых известных является миф о возникновении змиевых валов. Интерпретаций этого мифа существует множество, вследствие того, что распространившийся или разделившийся по многим племенам, он постепенно преобразовывался, терял одни элементы и приобретал другие. Миф повествует о том, как ящер вступил в противоборство с главным героем, зачастую которым выступает кузнец (в древности видимо сварог. Перехитрив ящера (змея, дракона) кузнец хватает его щипцами за язык, запрягает в плуг и начинает пахать землю, а получившиеся борозды стали называться змиевыми валами. Видимо Змиевы валы имеют какое-то реальное географическое место, но вследствие того, что изначальная принадлежность мифа была утеряна, змиевыми валами стали называть и рвы, и горы, и ущелья. Стоит отметить, что в поздних пересказах данного мифа ящер стал называться бабой ягой, драконом, Кощеем. Ещё одним из самых известных мифологических произведений о ящере, которые исследователи относят к глубоким языческим временам, является легенда о новгородском купце Садко, который в качестве жертвы отправился на дно ильмень озера и попал к морскому царю, коим в древности в Новгороде был ящер.

Особое место дракон (ящер, гигантский змей) занимает в верованиях китайцев. Огромный бог в виде устрашающего змея является для народной традиции Китая творцом земли, которому до сих пор посвящены некоторые праздники и традиционные обряды. Дракона почитали и друиды, которые считали его воплощением силы самой земли. Всё это говорит о том, что представление о змееподобном боге является настолько древним, что, скорее всего, идёт от самых корней славяно - Ариев или индо - европейцев. Ящер, он же дракон, во многих культурах обладает особой способностью изрыгать из пасти огонь. Хоть об этом и не упоминается в хрониках относительно самого бога ящера, но многочисленные мифы и сказки подтверждают то, что гигантский змей был способен источать огненное дыхание. Сложность грандиозна этого персонажа славянского пантеона по-настоящему. Разобраться в нём, наверное, смогут только в будущем. Например, почему прообраз ящера называли змеем горынычем? От того, что змей жил в горе (горах или от того, что змей своей способностью вызывал горение (пламя? Почему некоторые мифы и сказки показывают змея летящим по небу, подобно чёрным тучам, а вовсе не под водой, где по традиции представляли место обитания ящера? Возможно, таким образом до нас дошли сведения о разноплановости этого бога, который мог обитать как под водой, так и подниматься в небо, который мог быть владельцем подземного мира, подобно Аиду, и который мог спокойно подниматься на поверхность.

В буддизме и индуизме есть поверия в, так называемых, нагов - людей - змей. Наги ассоциируются с подземным миром, но могут принимать облик человека и жить среди людей. Они считаются мудрецами, которые хранят знания тысячелетий, а также искусными магами. Женщины - наги славятся своей необычайной красотой и во многих эпосах предстают как жёны главных героев и царей. Настоящая родина нагов - подземный мир патала со столицей бхогавати. Патала известна своим богатством и несметными сокровищами, которые наги стерегут от людей и других желающих. Заметьте, что примерно то же самое описывает в своих сказах и Бажов, а также другие древнерусские сказки, которые есть не что иное, а завуалированные мифы языческого периода славянского народа. В Греции таким ящером был тифон или пифон, у скандинавов - ёрмунганд, нидхёгг или мидгардский змей. В сказаниях Урала он упоминается как змеиный царь - великий полоз.
Согласно славянским представлениям, змеи и ящерицы (дети ящера) считаются священными животными. Им приписывают магическую силу. Иногда они представляются опасными, а иногда считаются верными помощниками. К примеру, стоит вспомнить такого мифологического персонажа, как цмок (мифологический дракон или змей в мифологии поляков, белорусов и других народов. Исследования некоторых учёных и этнографов позволили сделать предположение, что цмок - это ящерица, уж или другой вид змеи, который некогда обитал в каждом доме. Цмок обитал под печью или в подполе и выползал когда ему подавали угощения, словно домашнему животному. Цмок, как образ хозяина подземного мира мёртвых, был воплощением всего рода семьи, рода предков, что после смерти обитали в доме в виде этой змеи. Также существует и предположение, что цмок - это прообраз последующих представлений о домовых, которых, после исчезновения традиции заводить дома змей, стали представлять или в виде духа предка или просто в виде некой призрачной сущности, помогающей домочадцам. Таким образом, на примере этих воззрений, мы видим, что здесь имеет место быть опять то же самое представление о змее - властителе подземного мира, где живут души предков. В "Записках о Московии", которые написал австриец с. герберштейн в XVI веке, написано: "там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество - змея было плохо накормлено".

Ящерицы и змеи являются охранителями подземных богатств. Существовали обряды и специальные магические действия, в ходе которых, в определённый день, с определёнными магическими заклинаниями люди шли в лес искать змей или ящериц, которые могли указать им на местоположение клада. Вспомните ящерицу в сказке Бажова "Хозяйка Медной Горы", которая на самом деле оказалась самой настоящей властительницей горы, что то же самое, что и хозяйка подземного мира. Упоминания о змеях, как о хранителях земной силы, у Бажова есть и в таких сказах, как "Дорогое Имячко", "про великого полоза", "змеиный след", "золотой волос". Широко было распространено поверие и в то, что драгоценные камни, которые находят в горах или под землёй - есть слюна или слеза змеи.
Особенно сильно культ бога ящера всё же был распространён в северо-западных областях древней Руси - в новгородских и псковских землях. В Новгороде ящера рассматривали как отца самого Волхова и его полновластного властителя. Именно здесь при раскопках очень часто находят изображения ящера, которые использовались везде и всюду: в конструкциях домов, ручках ковшей и другой посуды, домашней утвари, резьбе, вышивке, украшениях и так далее. Ящер здесь показан очень характерно: крупная вытянутая морда с большой пастью и зубами, именно так, по представлениям многих народов мира, выглядит дракон. Интересно предположительное значение изображения подводного и подземного бога на ритуальных ковшах и братинах, которые в определённый праздник наполнялись напитком и передавались по кругу, действуя в роли инициатора человека к иному миру. Символ ящера, как бога подземного мира, символично или сакрально делал напиток, содержавшийся в чаре, водой подземного мира или подземной реки.