Звероящеры на РУСИ. Ezomir.
Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый обман доверчивого читателя и грубую подтасовку реальных фактов
. А ведь чего проще, стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы, хорошо всем знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь невероятных фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается! Для этого надо лишь быть внимательным и усидчивым, , внимание, только в этом случае пожелтевшие тома древних фолиантов явят вам свои откровения!
Кто из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (полное собрание русских летописей. Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов - удел узкого круга специалис - тов - профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к языку современного читателя.
Изученные и переизученные вдоль и поперек многими поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых эпох, прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными открытиями!
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин - змее горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо - китайский огнемет.
Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, змейгорыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших.
А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному существу, тогда как все иные поклонения и тотемы у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северо-западных областях Руси, в новгородских и псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце, а другой изрыгал в небо утреннее солнце.
Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем "на Земле, Обращенной к Северному Ветру", и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с "Русскими Ящерами", в свое время много и плодотворно занимался всемирно известный специалист по древней Руси академик б. а. рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что б. а. рыбаков, так же как и известный историк XIX века Н. и. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера - реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан.
Однако в ряде случаев он упоминается как некий "Дядя Ильмень" или "царица белорыбица". Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки ( "Рыбы Злата Пера". После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде.
Академик б. а. рыбаков в своем фундаментальном труде "Язычество Древней Руси" пишет по этому поводу: "в связи с пишей темой (темой ящера) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде.
Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки "Ящерят".
На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер.
Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII - Xiii веков.
Есть гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века. Орнаментика новгородских гусель XI XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства - ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра".
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и более почитаемое?
Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут соответствовать мезозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании.
Да и характер жертв, приносимых "Подводному Царю", тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое, чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество.
Приносится это животное в жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист а. Н. Афанасьев писал об этом так: "крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь. Впрочем, видимо, требовательный "Подводный Царь" не всегда удовлетворялся жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь "во образ лютого зверя коркодила", весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны - однодревки и поедая самих. Такого "Царя" было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне реальное место "Общения" гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно происходило на озере ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так называемого "Софийского") берега реки. Это место как перынь известно. В 1952 году при раскопках археологами в перыне было обнаружено капище, которое рыбаков именует, как святилище "Крокодила" в перыни. Есть мнение, что именно оттуда и произошло более позднее появление бога перуна.
Обратил внимание академик рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал обитания "Подводного Царя": "культ владыки подводно - подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга. Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив. Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе. Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые "Беседы Григория Богослова об Испытании Града", направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом.
В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано:
Ов (Некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов. Бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов Реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить".
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века:
"В лета 7090 (1582 год. Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша" (псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262. Однако появление "Коркодилов" столь страшным не всегда было. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник - ученый Сигизмунд герберштейн в своих "Записках о Московии", написанных в первой половине XVI веки факты, приведенные герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах!
Итак, герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси:
"Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-70 см) и длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество - змея было плохо накормлено" (с. герберштейн. Записки о московитских делах. СПб., 1908, с. 178. Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений).
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI - XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог - ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т. к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно.
Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как "Богомерзкие и Бесноватые Речные Чародеи", "исчадья ада" и "диавольские гады".
Такие эпитеты для реликтовых животных однозначный смертельный приговор означали. Расправа с "Подводными Царями" беспощадной была. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись большой синодальной библиотеки Xvii века, известная среди специалистов как "Цветник", повествует:
"Наше же христианское истинное слово. О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в репе Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховного оного городка, иже нне зовется перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым".
В "Цветнике" весьма красноречиво говорится, что "коркодил" плыл не вниз, а вверх по течению реки, т. е. он был живой, затем каким-то образом был "удавлен" в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что "Коркодил" - это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма "отвратный" зверь.
Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих "Беседах Григория Богослова об Испытании Града", где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы ("требы творят") в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе - ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших! Впрочем, кто знает. (С) Владимир шигин.