"Женский Вопрос" в казачьем обществе.
В казачьем обществе у женщины была особая роль - матери, жены, сестры. Казачка соединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу, была верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В то же время она могла встать рядом с казаками с оружием в руках на защиту общины и семьи. По поведению женщины судили о том, что из себя представляет ее муж, брат или отец.
Особую роль в жизни казачки играла Вера. Духовным идеалом для казачки был бог и помощницей в жизни - богородица. Наряду с верой в Бога казачка идеализировала семью и подворье. Важным фактором в жизни казачки была ответственность перед богом за семью, правильное воспитание детей, отношение к родителям и исправное содержание подворья. Казак верил в то, что его грехи замолят родительницы, к которым относились жена и мать. Родительницами называли даже девочек, будущих жен и матерей.
В воспоминаниях о казачьем быте и. и. Георги писал: "У Казаков Мужья Обходятся с Женами Ласковее, чем Обыкновенно в России, и Поэтому они Веселее, Живее, Благоразумнее и Пригожее".
Женщина в казачьей семье играла важную роль в воспитании детей, а также сохранении семейных (родовых) ценностей. В воспитание в детях чувства достоинства, любви к казачьему братству мать - казачка вкладывала много сил, так как будущий казак должен быть воином, а будущая жена казака - хранительницей семейного очага и защитницей рода. С малолетства казачонок или девочка - казачка с гордостью осознавали, что они относятся к казачьему народу. Казачка не подражала кому-либо, а всегда подчеркивала принадлежность к казачьему народу, к его традиции и культуре. Это выражалось не только в ношении одежды, но и в разговоре, поступках и действиях.
Мать - казачка несла ответственность перед богом за воспитание в детях религиозного и нравственного состояния души. Молитвенные правила, регулярные посещения богослужений, воспитание в традициях казачьего народа, семейного уклада и передача родовых знаний становились основной жизненной практикой, которая укрепляла важнейшие черты характера будущей казачки - матери.
Женщина - продолжательница рода, за женщиной - казачкой будущее народа, и она должна пользоваться уважением и быть под защитой не только мужа - казака, но и всего хутора или станицы. Хоть казачка и осознавала это, но она знала и то, что слово мужа - казака или отца было непререкаемо. Жена - казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Мужчина - казак был защитником и добытчиком, строго поддерживал порядок семейного казачьего быта. Женщина - казачка понимала, что мужчине принадлежала главенствующая роль, и эталоном взаимоотношений мужа и жены были слова священного писания, которые произносятся при венчании в церкви: "Да Убоится Жена Мужа", "не муж для жены, а жена для мужа". Пререканий по этому поводу не было, так как это традиция казачьего народа и ей надо следовать. Когда женщина воспитана в духе казачьего народа, она всем сердцем и душой любит семью и стремится сохранить семейные родовые традиции, не подражая модным нововведениям.
Женщина - казачка не должна была находиться с непокрытой головой на людях, это считалось грехом и позором. К такому относилось и ношение мужской одежды, и стрижка волос.
Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинного целоваться со станичниками. Но казачка никогда не выходила за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.
Значительную часть жизни казачки проводили в отсутствии мужей, которые либо находились на кордонах, либо участвовали в военных операциях. Тогда номинальным главой фамилии был не участвовавший в походах ввиду возраста дед, но в кланах, где он либо погиб, либо был недееспособным, бразды правления в руки брали женщины.
Так на их плечи помимо хозяйственно - воспитательных обязанностей ложились организаторские мужские заботы: казачки нанимали работников, сажали поля, собирали урожай, и занимались торговлей излишками продукции.
Казак к незнакомой девушке или женщине обращался в зависимости от возраста. К старшей по возрасту казак обращался "Мамаша", а если девушка или женщина одного с ним возраста, то "сестра". По - особому обращались к младшим по возрасту, что подчеркивало ответственность казаков в воспитании подрастающего поколения. К младшей по возрасту обращался казак "Дочка", а если разрыв в возрасте большой - "внучка". Разговаривая с женщиной, казак вставал, а если перед ним была пожилая женщина, снимал головной убор как перед старшей.
Муж и жена на людях были сдержанны и не выясняли отношений, особенно в присутствии детей. Обращаясь к жене, казак называл ее по имени, в пожилом возрасте - по имени и отчеству. Обращаясь к мужу, жена называла его , внимание, только по имени и отчеству, тем самым выражая почтение его родителям. В казачьей семье отношение к свекрови, свекру, тестю и теще должно быть "Божеским" и "добрым", так как они являются богоданными родителями.
Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка проявляла "бесстрашную решительность. На реке управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и курень. Женщина в казачестве имела, имеет и будет иметь великую ценность! И важную роль в этом играет сама женщина, когда она несет в себе образ богородицы, матери и сестры.