Загадочный юродивый Иван корейша.
Ezomir.
Пророчества и предсказания всегда людей интересовали. Мы знаем такие имена, как Мерлин, нострадамус, Иринарх, Авель, яков Брюс, Елена блавтская, Эдгар Кейси, Эразм Дарвин, Ванга, мессинг и другие. К сожалению, многие имена стираются из человеческой памяти и уходят в небытие.
Вот и об Иване Яковлевиче корейше сейчас мало кто помнит. А ведь в середине XIX столетия имя этого юродивого пророка буквально гремело по центральным губерниям России.
Слава его была настолько велика и серьезна, что Иван Яковлевич попал во все словари и энциклопедии, вышедшие до октябрьского переворота. Да и не , внимание, только в словари: Достоевский ввел блаженного в роман "Бесы", лесков сделал героем рассказа. Вывели корейшу в своих произведениях и Островский, и Бунин, и лев тостой. Что ж, жизнь Ивана корейши и впрямь была достойна удивления.
Иван Яковлевич родился 8 сентября 1783 года на Смоленщине, в семье священника. Отучился в духовной семинарии, но сан священника принять не пожелал, пошел преподавать в духовное училище.
В 1813 году молодой человек чем-то провинился (чем - история до нас не донесла), ему грозили неприятности. Испугавшись, корейша подался в леса. Может быть, через это и умом повредился, кто знает.
Спустя четыре года юродивого нашли в лесу крестьяне, отвели в старую баньку на окраине Смоленска, где он и поселился. Тут и пошли слухи о его даре провидения, и вскоре его невероятные способности стали известна во всей округе. А он, вовсе не желая никакой славы и стремясь отгородиться от людей, притворялся и вовсе помешанным. Поэтому его прозвали хитрым юродивым.
Любопытно, что на двери своей баньки Иван корейша повесил объявление: дескать, принимает он только тех, кто вползет к нему на коленях. Иных желающих это охладило: кому хочется рвать и пачкать одежду?
Сделано это было, очевидно, с умыслом: кто просто так пришел, из любопытства, тому точно вползать на коленях будет некомфортно, а вот у кого серьезная проблема, тот не только на коленях - на пузе вползет.
Как-то через Смоленск проезжал знатный вельможа. Ему приглянулась здешняя красавица - дочь вдовой купчихи. Девица ни в какую не соглашалась стать содержанкой, и тогда вельможа повел речь о браке. Вдове, конечно, льстило его предложение, однако и страх брал: а ну как обманет вельможа единственное дитя?
И вот надумала она с дочерью ехать к Ивану Яковлевичу за советом. Тот и показал, что жених давно в браке, троих детей имеет, что потом и подтвердилось. Девушка вельможе отказала, постриглась в монахини и всю жизнь, до самой кончины блаженного, с ним переписывалась. (Письма эти, кстати, сохранились в краеведческом музее, и из них явственно следует, что писал их вполне нормальный человек. Незадачливый же кавалер, узнав причину отказа, как следует поколотил предсказателя, да еще и жалобу губернатору подал: корейша якобы расстраивает семейства и вообще, лишившись разума, народ портит. Жалобу, надо сказать, приняли: уж больно чин "Жениха" был высок.
Решено было отвезти Ивана Яковлевича в Москву, в безумный дом - так раньше назывались приюты для сумасшедших. Сдали несчастного корейшу как буйного характером и тут же кинули в сырой подвал, приковали к стене. Вместо постели бросили клок сена, держали на хлебе и воде - таков был приказ начальства.
Когда же Ивана Яковлевича еще везли в Москву, Москва уже гудела: слава о хитром юродивом бежала впереди него самого. Московский люд давно уже прослышал о прорицателе, и как только корейшу привезли, валом повалил к нему. Иной раз в день по сто человек приходило. Начальство не растерялось - брало по 20 копеек за вход, деньги же шли на нужды безумного дома.
В 1821 году к хитрому юродивому пришел молодой врач. Увидев, в каких условиях живет корейша, врач ужаснулся. Прорицателя расковали, поместили в отдельную комнату - просторную, светлую.
Но Иван Яковлевич и здесь стал жить в привычных для него условиях: забился в тесный угол у печки. Видно, такое пристанище было для него более удобным. Остальную часть комнаты он оставил для приходящих "Клиентов".
Сфера применения необычных способностей у корейши была чрезвычайно широка: он исцелял самые разные болезни, предсказывал будущее, в том числе такие прозаичные, но очень важные вещи, как морозы, засухи, гибель скота, помогал устраивать браки. Денег он не брал, тогда ему стали носить еду - калачи, сахар, рыбу, мясо, фрукты, но он почти ничем не пользовался и все раздавал окружающим.
Согласно сохранившимся воспоминаниям, Иван Яковлевич любил толочь большим булыжником все, что под руки попадалось: камни, бутылки, кости, стирая их буквально в порошок. "Материал" доставлял ему находившийся при нем неотлучно отставной солдат, которого корейша называл миронкой.
В толчении принимали участие и посетители, которых Иван Яковлевич приглашал потрудиться. Обычно для "Трудов" он богатых неженок выбирал. Для чего он это делал - неизвестно.
То ли в этом процессе был какой-то загадочный смысл, то ли просто ставил некоторых людей на место, подтверждая свое старое прозвище: хитрый юродивый.
Любопытно, что тех же самых богатых неженок корейша приглашал разделить с ним трапезу. А поскольку ел пророк неопрятно, руками, сваливая все в одну миску, богачи под любым предлогом старались отказаться. Иногда корейша приказывал кому-либо из состоятельных людей лично при нем помочь бедной вдове или нищему.
От случая к случаю Иван Яковлевич устраивал невероятные зрелища, как и подобает юродивому. Непристойно ругался, порой мог и ударить. Не жаловал он и праздные компании молодых и не очень бездельников, приезжавших на него поглазеть.
Такой случай Достоевским в "Бесах описан". Корейша выведен Достоевским под именем блаженного семена Яковлевича, полюбопытствовать на которого приехали богатые господа.
На вопросы страждущих Иван Яковлевич записочками отвечал. На первый поверхностный взгляд это были сплошные каракули, однако в письменах встречались греческие и латинские слова. Откуда он знал их? Загадка.
Когда блаженный стал стар и слаб, на вопросы под его диктовку отвечал Павел Аладьин - молодой образованный дворянин, поверивший в провидца.
Этнограф Иван Гаврилович прыжов, скептически относившийся к корейше, говорил, что в этих записках можно видеть все и одновременно не видеть ничего, так как они загадочны из-за отсутствия в них всякого смысла.
Однако можно и поспорить с известным историком: некоторые письменные ответы Ивана Яковлевича дошли до наших дней и нужно сказать, что они вовсе не бессмысленны. Все дело, видимо, в том, что Иван прыжов увидел корейшу к концу его жизни, когда пророку было уже под восемьдесят.
Прыжов описывал, как поразила его сама палата со множеством икон. Страждущих - целая толпа. На полу лежал юродивый, до половины закрытый одеялами: он мог ходить, но уже несколько лет предпочитал лежать и есть в постели. Голова у него лысая, лицо неприятное.
В числе больных преображенской больницы, в пору пребывания там прорицателя, находился и священник отец Самсон. Батюшка был тих и молчалив, однако с ним единственным Иван Яковлевич сбрасывал маску блаженного и дружески беседовал как с товарищем по духу.
Многие современники оставили свои воспоминания о том, что Иван корейша очень успешно избавлял от разнообразных недугов. Сохранились записки некоего Киреева, в судьбе которого Иван Яковлевич принял участие. Отец Киреева после смерти любимой жены ударился в запой и пропил почти все состояние.
Ему советовали обратиться к старцу, но он все отмахивался: "Чтобы Ехать к Сумасшедшему, Надо Самому Быть Идиотом". Но все-таки допекло и его. Едва перешагнул порог комнаты - блаженный вдруг назвал его по имени. Киреев обомлел: откуда знает!
Вылечил его блаженный (правда, перед тем заставил часа два толочь камни. Однако напророчествовал смерть от огня. И с той поры Киреев ни разу не спал безмятежно, несколько раз в ночи вставал, осматривал двор, все углы дома.
Но предсказание иным образом исполнилось. Выпил ли чего, съел ли какой отравы, но только жар в желудке был настолько велик, что Киреев все время кричал не переставая: "батюшки, горю, помогите! Надо сказать, что исполнялись многие предсказания корейши. Ровно за год до севастопольской войны, в ожидании моря крови, заставлял Иван Яковлевич всех, кто придет к нему, приносить с собой тряпки и щипать корпию (с ее помощью раненым останавливали кровотечения.
А 18 февраля 1855 года весь день, рассказывают, был грустен, слезы стояли в глазах. Наконец вымолвил: "нет у нас, детушки, более царя. " - И вскоре узнали, что государь Николай Павлович преставился.
Князь Алексей Долгоруков, известный своими работами на тему мистики, считал корейшу прорицателем. И приводил в своих записях такой случай: "я любил одну женщину, которая к Ивану Яковлевичу как-то отправилась за предсказанием.
Возвратившись оттуда, рассказала она мне, что целовала его руки и пила грязную воду, которую он мешал пальцами. Я крепко рассердился и объявил ей, что если еще раз так сделает, то я до нее не дотронусь.
Но спустя недели три она к нему снова отправилась. И когда он стал дамам давать по очереди целовать свою руку и пить помянутую воду, дойдя до нее, отскочил, прокричав три раза: "Алексей не велел! Иван Яковлевич корейша провел в сумасшедшем доме сорок семь лет, из них сорок четыре года - в преображенской больнице. Конец его уже был близок, он сам предсказал свою смерть. В ночь на 6 сентября 1861 года лег ногами к образам, как приличествует покойнику, и скончался.
Пять дней к гробу с его телом шли люди. За эти дни отслужили более двухсот панихид. Фанатизм иных верующих доходил до крайности: одеяние, в котором он помер, разодрали на куски - верили, что одежда покойного прорицателя сможет им помочь в их бедах. Некоторые женщины беспрестанно обкладывали покойного ватой и брали ее назад с чувством благоговения. Вату эту даже продавали.
Когда Ивана корейшу хоронили, в гроб сыпались деньги. Цветы, которыми он был убран, были расхватаны вмиг. Некоторые в экстазе отгрызали от гроба щепки.
Когда пришли с гробом на кладбище, дело чуть не дошло до драки. Одни хотели везти тело в Смоленск, другие - в мужской покровский монастырь. Но верх одержала племянница, у которой муж был дьяконом в церкви в Черкизове.
Похороны ивана корейши проходили очень торжественно. Несмотря на то, что не переставая дождь лил, народу набралось сотни тысяч. Но никто в давке не пострадал - что удивительно.
Когда гроб несли на кладбище, барышни в кринолинах падали ниц, ложились на дороге в грязь - чтобы над ними пронесли тело юродивого.
Газета "Северная Пчела" разразилась на смерть Ивана Яковлевича двумя огромными материалами. Репортер с удивлением писал, что подобных почестей на похоронах не удостоились ни гениальный Николай гоголь, ни славный воин Алексей Ермолов.
Интересно, что до сих пор в Черкизове помнят об Иване корейше. И всем приезжающим советуют: пройдите к старой церкви, где и поныне сохранилась могилка великого прорицателя. В случае если беда какая или проблема - попросите, и корейша поможет.
И на самом деле, до сих пор приходят к могиле самые разные люди, в основном женщины, советуются с Иваном Яковлевичем, просят о чем-либо. Говорят - помогает. Е. Лазарев.