Загадочные маски. Ezomir.
Чуточку заклинаний, горсть птичьих перьев и череп умершего родственника. Скрепить жилами леопарда и надеть на себя. Зачем нужны маски и какими они бывают?
Маска - символ защиты. Образины, хари (как называли маски на Руси) выполняли роль оберега, защитника от злых духов. Они же - символы перехода из мира профанного (обыденного, земного) в мир сакральный. Любое важное событие в жизни (рождение, смерть, женитьба, посвящение юноши) для древних - переход в иное качество
. Все это непременно сопровождалось ритуалами, которым следуем до сих пор и мы. Маска, одна или несколько, - непременный атрибут церемонии. Ее роль выполняли и обычная краска, грим, татуировка или ткань, которой завешивали лица. Фата современной невесты - не что иное, как "Правнучка" ритуальной маски, символ перехода от девичества к женственности. Посмертные маски Пушкина, Ленина, Шекспира или Высоцкого - и вовсе прошедшая седину веков почти без изменений традиция увековечивать самых выдающихся покойников.
Надевший маску имеет право отрешаться от любых поступков, которые он совершил с закрытым лицом.
Когда кто-то надевает маску - ему не надо больше быть собой. Он тот, кого символизирует маска: дух умершего предка, природная стихия и т. д. то, что дозволено ряженому, не дозволено остальным. Например, одеваться как женщины мужчины могут только на рождество, и , внимание, только в сочельник можно выпрашивать гостинцы у соседей.
Надевший маску имеет право отрешаться от любых поступков, которые он совершил с закрытым лицом. Отсюда, кстати, традиция закрывать головы палачам и судьям в средневековой Европе (а не только из соображений о мести родственников казненных.
Сегодня маска утратила сакральность, став атрибутом праздника и реквизитом для актеров и циркачей. Но не везде.
Типология масок.
Для многих народов мира маска по-прежнему предметом культа является. При обилии ритуальных "Личин" все они на три типа делятся.
Погребальные маски - символизируют умерших родственников, являясь проводниками в мир духов. Так, в Либерии погребальную маску авторитетного "Прадедушки" принято носить при себе - чтобы при случае спросить мудрого совета. Эти маски - замена черепов самих прадедушек, которые в не такие уж давние времена вываривались и ставились на алтарь или хранились в специальной хижине.
Магические маски - самый многочисленный вид. Они воплощают злых или добрых духов: природы, стихий или животных. Одни отпугивают демонов, другие - наоборот.
Еще один тип масок - развлекательные. Они используются повсеместно: в Америке, Европе, Африке (так, представители нигерийского народа ибибио надевают маски во время праздников и танцев, которые исполняют своего рода африканские клоуны, скоморохи и шуты) и т. д.
Южная Америка.
Из чего изготавливают: дерево, кожа, перья, рога, мех.
Назначение: общение с духами, ритуалы посвящения, похоронные обряды.
Индейцы к делу изготовления масок со всей ответственностью подходили. Каждая маска - произведение ремесленного искусства. Не менее серьезно и отношение к "Шедеврам". Маска до сих пор по-настоящему священна и является атрибутом божества. Некоторые маски символизируют настолько грозных духов - богов качина, что их хранят в запечатанных кувшинах в домах, они передаются по наследству. Тем не менее эти маски собственностью всего племени считаются. Прежде чем надеть их, нужно совершить обряды жертвоприношения духам предков. Чем больше перьев использовано в декоре маски, тем более высокий и суровый дух она олицетворяет. Все остальные маски считаются личной собственностью и представляют собой объекты персонального фетиша.
Индия.
Из чего изготавливают: дерево, бамбук, тростник, древесная кора, джут, смесь глины и коровьего навоза, ткань.
Назначение: праздники, посвященные Вишну и Кришне.
Бамбуковые и тростниковые маски плетутся тем же способом, что и корзины. На эту основу слоями накладываются кусочки тонкой ткани, смоченной в глине. Затем сушат на солнце. Полувысохшей основе придают черты лица из смеси глины и коровьего навоза. Далее - еще слой вымоченной в глине ткани. Уши из бамбука делают. Для изготовления волос, бороды и усов используют древесную кору или джут. Потом маску раскрашивают. Наряду с природными красителями сегодня активно используют и химические, отчего маски получаются ярче и выразительнее. Самым ходовым цветом индийских масок во все времена был красный и желтый с добавлением черного и белого.
На изготовление одной маски уходит 10-15 дней. Интересно, что в Индии не ограничиваются масками, закрывающими только лицо. Некоторые закрывают все тело.
Африка.
Из чего изготавливают: дерево, трава, шкуры и кости животных, ракушки, перья.
Назначение: обряды инициации, погребения, изгнание и устрашение злых духов, общение с умершими.
В Африке каждая маска по строгим канонам изготовлялась. Цвет особое значение имел.
Так, в языке луганда (Уганда) отдельного именования были удостоены всего три цвета: красный, белый и черный. Чтобы указать, скажем, на зеленый, говорили: "Он Такой же, как Лист Дерева". Именно эти три главных цвета и в масках присутствовали. Черный цвет - символ скверны, зла и болезней. Белый - чистоты, божества и сверхъестественного (поэтому маски покойников часто окрашивались в белый цвет. Красный символизировал красоту, а еще братьев по крови.
Те же три цвета - основные и для других народов Африки южнее Сахары. Хотя значение их могло различаться. Черно-белая маска игбо - из Нигерии, красно - белая пенде - из Заира. Несмотря на схожую концепцию, первая символизирует двойственность добра или красоты (белый цвет) и зла или уродства (черный. Вторая олицетворяет человека, в которого вселился злой дух (в результате чего тот упал в костер и обжег лицо.
Северная Европа и северная Америка.
Из чего изготавливают: дерево, береста, мех, красная медь, кованое железо, рога, кожа, кость, сукно, бусины.
Назначение: шаманские, промысловые, погребальные, праздничные обряды, изгнание злых духов.
У народов севера, как и у большинства других, изготовление маски - прерогатива мужчин. Женщин к таинству не подпускали. Для изделий северян характерно обилие мелких деталей. Например, вставных зубов (деревянных или костяных), которые вставлялись в прорезанные отверстия рта, или глаз. Последние делались из кусочков кости или бусин. И конечно, волос, усов и бороды - из меха.
Маски разных народов отличаются друг от друга, как небо и земля. Ханты и манси делали их из бересты с характерным длинным носом, ненцы изготавливали антропоморфные маски из сукна, эвенки - из кожи, дерева и кованого железа.
Япония.
Из чего изготавливают: дерево, папье-маше.
Назначение: храмовые ритуалы, уличные фестивали и праздники, маски для театра.
Маски страны восходящего солнца отличаются особым очеловечиванием. Маска в культуре Японии - это внешнее лицо (татэмаэ - основа, каркас. За ним скрывается внутреннее лицо - истинное. Это настоящие произведения искусства. Самые популярные: Окина, дзё - Мэн, онна - Мэн, отоко - Мэн, Кисин и др.
Окина (в переводе "Старец") - ритуальная маска саругаку. Надевают ее в особых случаях - скажем, на новый год. Маска приветливо улыбается и олицетворяет старого бога. Символизирует процветание поколений, прочную связь рода.
Онна - Мэн - женский тип масок, различающихся по возрасту и нраву. Среди них омионна - молодая женщина, сякуми и фукай - дама средних лет. Комотэ - самая "Юная" из масок, символизирует лицо 15-летней девушки, олицетворяет душевную чистоту и невинность. Отоко - Мэн - мужская маска. Суть ее - показывать социальный статус персонажа, который может быть как воином, так и монахом, бедным юношей или аристократом.