Яркость новой V906 киля объяснили ударным происхождением.

16.04.2020 в 10:52

Значительная часть светимости вспышки новой V906 Carinae - результат ударных процессов. К такому выводу пришла команда астрономов из 17 стран, включающая российских исследователей, по итогам наблюдений вспышки в нескольких диапазонах. Статья в Nature Astronomy опубликована.
Яркость новой V906 киля объяснили ударным происхождением.
Вспышки классических новых звезд происходят как результат термоядерного взрыва, происходящего на поверхности белого карлика, который входит в состав двойной системы. В течение длительного времени считалось, что основная часть светимости классической новой обусловлена продолжением термоядерного горения на поверхности белого карлика из-за падения на него вещества компаньона. Последние наблюдения гамма - вспышек гигаэлектронвольтовой мощности классической новой V906 киля, расположенной в направлении знаменитой туманности киля, показывают, что внутренние ударные явления, когда плотные массы вещества сталкиваются на большой скорости, могут иметь преобладающее значение в общей светимости новой.
В случае классической новой внешняя оболочка белого карлика с массой от одной тысячной до одной десятимиллионной массы солнца расширяется со скоростью от 500 до 5000 километров в секунду. В результате происходит кратковременная вспышка, называемая транзиентом, и система увеличивает яркость в тысячи или миллионы раз, достигая, в некоторых случаях, предела видимости невооруженным глазом. После начальной фазы выброса оболочки, остаточные ядерные реакции проходят на поверхности горячего белого карлика и звезда приходит к квазистабильной фазе эддингтоновского предела светимости для белых карликов.
Кривая оптического блеска гладко спадает от максимума по мере того, как фотосфера опускается и максимум спектральной энергии смещается в синюю область переходя из видимого диапазона в ультрафиолетовый и мягкий рентген. Однако некоторые новые звезды испытывают беспорядочные вспышки с различной периодичностью, длительностью и амплитудой. Такие явления недостаточно хорошо изучены и могут быть объяснены нестабильностью в оболочке или аккреционном диске белого карлика, либо особенностями передаваемых порций масс звезды - компаньона.

Группа исследователей из 17 стран, в том числе из России, провела внеатмосферные наблюдения одновременно в оптическом и гамма - диапазонах новой звезды V906 киля и проанализировала информацию о нескольких хорошо скоррелированных между собой вспышках в наблюдаемых областях. Во время таких вспышек светимость звезды V906 киля увеличивалась в два раза - это говорит о том, что источником была ударная волна. Исследователи также обнаружили сопутствующее слабое рентгеновское излучение от глубинных столкновений, которое подтверждает, что энергия ударного столкновения, вырабатываясь изначально в виде жесткого рентгеновского излучения и в результате преобразования через различные механизмы, выделяется в диапазонах более длинных волн. Полученные данные от радио до гамма - диапазонов дают прямое доказательство того, что ударные события - основные источники светимости классических новых и других оптических нестационарных явлений (транзиентов.