Возрождение "Кодекса Синайтикус".
Эта история началась в мае 1844 года, когда немецкий ученый из Лейпцига Константин фон тишендорф после 13-дневного пути на верблюде добрался до синайского полуострова. Вскоре он оказался перед гранитной скальной грядой, где согласно библии бог предстал перед пророком Моисеем. Вот в этом - то библейском месте и находилась цель путешествия тишендорфа - настоящая духовная крепость, монастырь святой Катерины, основанный в 550 году после рождения Христа.
Здесь и в наши дни живут братья старейшей в мире сохранившейся в первозданном виде монашеской общины. Скоро уже полторы тысячи лет колокол призывает их на утреннее богослужение.
Едва живого после перехода по пустыне тишендорфа Греко - православный монах поднял на канате ко входу в монастырской стене. То, что ученый вскоре увидел, превзошло все ожидания: в большой мусорной корзине ти - шендорф обнаружил кипу разрозненных пергаментных листов. Позже, в ходе еще двух поездок на синай, он обнаружит в общей сложности 400 листов из фолианта, содержащего старейший полный текст нового завета, составление которого относится к периоду со второй половины I по IV век.
Обнаруженные тексты были нанесены на бычью кожу коричневыми или черными чернилами, изготовленными из сока галлилейских яблок и копоти. Греческие буквы сплошь листы заполняли. Красными чернилами были выделены названия псалмов.
Находка кодекса синайтикус стала мировой сенсацией. Тишендорф о ней папе римскому доложил. Российский император предоставил ученому средства для проведения работы, которые помогли ему совершить завершающую поездку на синай.
Однако древний фолиант был разрознен, и его листы разошлись по миру. Из них 47 сегодня находятся на родине тишендорфа, в Лейпциге. 347 попали в Россию, ибо ученый убедил настоятеля монастыря подарить их русскому царю, который умеет быть благодарным. Пергаментные листы были доставлены в Россию, где до 1869 года пролежали в министерстве иностранных дел, а затем были переданы в государственный архив. Синайским монахам отправили 9000 золотых рублей. Они хотели получить еще небольшой пароход, но в этом им отказали. В сталинское время листы были проданы в Лондон за огромную тогда сумму - 100 000 фунтов стерлингов. 12 страниц продолжают находиться в собственности монастыря святой Катерины.
Особая история у пяти страниц кодекса, находящихся по сей день в российской национальной библиотеке в Санкт-петербурге. Синайский монастырь дважды - в 1845 и 1850 годах посетил специалист по иконописи из священного синода Порфирий успенский. Во время своего последнего посещения он получил в подарок от православных монастырских братьев эти пять древних пергаментов. До сего времени ни один специалист не смог целиком прочитать древний текст.
Это положение должно, судя по всему, в ближайшее время измениться. В общем проекте восстановления манускрипта участвуют ученые палеографы и исследователи религии целого ряда стран, включая Германию, Англию, Россию и США. Не хотят оставаться в стороне и синайские монахи. Дело в том, что в 1975 году при строительных работах в одном из заброшенных помещений монастыря были найдены новые листы кодекса, которые до сих пор недоступны исследователям.
Ученым необходимо тщательно изучить каждый лист, обследовать его состояние, наличие ремарок и провести необходимую реставрацию.
В Германии на эту подготовительную работу выделено 200 тысяч евро, она уже активно ведется в Лейпциге. Лондонские исследователи планируют провести мультиспектральный анализ листов. Их заинтересовала загадка отверстий на листах для их скрепления. Фолиант, безусловно, имел обложку.
История кодекса из синайского монастыря овеяна легендами. Он к одной из первых книг на земле принадлежит. По мнению многих ученых, он был создан по приказу римского императора Константина, известного как покровителя христианства. В 313 году Константин отменил все запреты, наложенные на сторонников Иисуса, и начал строительство церквей. В римской империи было начато распространение библии, это время мог появиться кодекс, найденный на синае. Ученым предстоит огромная работа по возвращению миру синайского кодекса в его полном виде.