Трёхостровское святилище. Культовое сооружение в излучине Дона близ станицы трёхостровской волгоградской области не имеет аналогов в России.
Это окружность диаметром около 200 м, окружённая рвом и валом. В центре было оборудовано огнище радиусом до 25 м, с обложенным известняком углублением и стенами из земляных блоков, сформованных в коробах из прутьев. При раскопках установили, что в этом огромном очаге десятилетиями, а может, и столетиями жгли огонь. Брёвна и ветки постоянно подвозили из пойменных лесов и складывали в огромную кучу. После высыхания древесину через специальные запальные отверстия поджигали
. Жерло печи закрывали каменными обломками и глиной, столб дыма был виден на многие километры, а без доступа кислорода в яме образовывался древесный уголь.
Обычно столь грандиозные капища были местом поклонения важным божествам и служили соборным центром племён. Бытует мнение, что его построили огнепоклонники, зороастрийцы. Но здесь следует разобраться с понятиями. Те же последователи спитамы - заратуштры видят в пламени образ своего бога ахурамазды. А вот огромный зольник на татарском городище близ города Ставрополя - это следы поклонения домашним духам. Огонь и дым настолько таинственны и необычны, что служат эманациями самых различных высших сущностей. Так, в ригведе пламенеющий Агни носит эпитеты "Домашнего Жреца Богов" и "бессмертного гостя смертных". Следы этой великой традиции даже в монотеистических религиях проступают. Огонь для людей мог олицетворять любые потусторонние силы.
Пока нет единого мнения по поводу того, к какой культуре следует отнести этот археологический памятник. Данные радиоуглеродного анализа, полученные в различных лабораториях, дают большой разброс дат: от 15-13 до 7-4 столетий до н. э. от носителей срубной культуры до скифов. Причём в непосредственной близости найдены и поселения "Срубников". Впрочем, учитывая то, сколько раз слои грунта перемешивались "Чёрными" копателями, а также местными жителями при добыче угля для топки, обе даты могут быть верными. Следует расширить круг источников, способных пролить свет на данную проблему.
Для начала обратимся к классикам. Вот что писал Геродот о поклонении скифов богу войны:
У всех у них по округам их областей устраиваются святилища ареса вот каким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана небольшая четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ. Так как из-за снега и дождя куча хвороста оседала, каждый год привозили сто пятьдесят повозок. Наверху устанавливали меч - акинак, приносили жертвы, в том числе и человеческие и при определённых обстоятельствах все это поджигали.
Описание почти в точности совпадает с результатами археологических раскопок трёхостровского капища. Тем более что другого археологического памятника, подпадающего под описание великого греческого историка, в южнорусских степях просто нет. Но надо понимать, что возвышение бога войны в древних социумах происходило довольно поздно, по мере концентрации власти в руках военной аристократии. Именно в такой стадии застал Геродот скифское общество. А вот географ страбон сообщал, что персы сооружали гигантские жертвенники из дерева, которые сжигали во время жертвоприношений солнцу. Костры в дни летних солнцестояний и славяне жгли. Попутно мы заметим, что современные исследования локализуют возникновение индоиранских языков как раз в северном Причерноморье.
В бронзовом веке на этих территориях проживали представители срубной культуры. Генетики относят их к гаплогруппе R1a, к той же, что преобладает у индийских и иранских Ариев. У появившихся здесь позже скифов добавилась ещё и R1b, что подразумевает частичную смену этноса. Но духовные традиции редко прерываются с исчезновением их носителей, в том или ином виде они передаются последующим поколениям. Вероятно, трёхостровское святилище изначально создавалось предками Ариев, поклонявшихся солнечному божеству. Об этом свидетельствует и круговая отсыпка святилища - по форме солнца. Позже многие из них мигрировали на юг, на территории современных Индии и Ирана. Оставшиеся совместно с обладателями R1b приняли участие в формировании нового этноса, будущих скифов. Но культовое место сохранилось. Сменился лишь "Хозяин" капища, теперь здесь приносили дары воинственному божеству.