Три странности зарождения греческой философии.
Как известно философия зародилась в древней Греции где-то в 6 веке до н. э. начинается она как попытка ответить на вопрос "как возник мир? ", а Точнее"из чего? В качестве самых первых мыслителей указываются Фалес, анаксимандр, анаксимен (все из Милета) и Гераклит из эфеса. В этих скупых сведениях стоит обратить внимание на три необычных момента.
Первый момент: философия зарождается на периферии и поначалу сильно связана личной преемственностью. Города милет и эфес находится на побережье малой Азии (ныне Турции) и по тем временам это развитые торговые города, но все-таки не средоточие античной цивилизации. Сам этот факт примечателен: пока в Афинах и Дельфах развиваются культы и искусства, а о Коринфе уже ходит поговорка "Не Каждому Плавать в Коринф" (жизнь в городе была весьма дорога) - не самый богатый и не самый развитый город вдруг выдает целую плеяду мыслителей, которые вдохновят людей из других городов.
Философия еще долго будет возникать по краям греческой ойкумены (дальние колонии в малой Азии, Италии) и только позже придет в Афины и другие крупные города. И уже первый философ заводит ученика, который повторит эту схему, а затем она будет работать на протяжении всей античности, в том числе в форме философских школ. Почему философия на периферии возникла? Возможно, потому что молодые колонии больше притягивали успешных людей (в т. ч. ориентированных на познание нового) и меньше заботились о традициях (ведь философы иногда критикуют традиции. А возможно огромную роль сыграл богатый культурный опыт: греки ионии гораздо чаще контактировали с другими народами (тот же Фалес путешествовал и общался со жрецами других стран), что позволило посмотреть со стороны на собственные знания и ценности (в т. ч. мифы, объясняющие мир.
Второй момент: почти все ранние философские поиски тесно связаны с наблюдениями за природой, что роднит их с мифом (часто призванным объяснить нечто для снижения страха перед неизвестным. Иногда даже их называют первыми материалистами, что несколько предвзято, ведь вместе с поиском начала в стихиях, они верят в наличие богов и духов. И все же это важный вопрос: почему философы Милета ориентированы на научное познание природы, а не на поиск мировых сил? Отсюда даже возникает спор: склонны ли жители теплого климата больше к реализму и материализму или к идеализму?
И третий момент (пожалуй, наиболее важный для развития философской мысли: отыскивая ответ на вопрос "с чего начинается мир? ", Греческая мысль делает однозначную ставку на первоначало. Почему в начале должна быть единица, нечто одно, что породит множественность всех предметов? Сама идея что все вышло из одного - весьма сложна, хотя и позоляет объяснить целостность мира. Почему не пара как в восточных философско - религиозных течениях? Диада - наглядна, ведь у каждого есть мама и папа, единица - не свойственна традиционному мышлению (это современным людям культурно привычно, что в начале - нечто одно.
Одно из объяснений таково: в попытке выстроить четкий ход развития мира философы вдохновлялись примером числового ряда, в котором как раз с помощью единицы (и ее прибавления) легко создать весь ряд целых положительных чисел (а других греки и не знали. Однако поскольку ранние греческие космогонии опирались на идею четырех стихий, то первые философы оказались в сложной ситуации. Из четырех стихий нужно было выбрать старшую - архэ (первоначало) и объяснить как именно из нее образовались остальные. Впрочем, вскоре появятся другие мыслители - Пифагор, эмпедокл, анаксагор, Демокрит, которые будут утверждать, что в начале мира не нечто одно, а пара начал или даже огромное множество элементов. Иван Кудряшов.