Тени древнего урука.
Ezomir.
Этот город находился в месопотамии, в нижнем течении Евфрата. Он на границе между степью и пустыней разместился. Сейчас это территория Ирака. Жизнь бурлила здесь задолго до Рима и Афин, даже задолго до Вавилона. Когда сюда пришли шумеры, урук уже был древним городом. Им правили пять династий шумерских царей, затем их сменили аккады. Его завоевывали вавилоняне и ассирийцы, персы, позже греки и римляне, парфяне и, наконец, арабы. Однако погиб урук, занесенный песками пустыни
. Сегодня годы его рождения и заката датируют XXX - Xxviii веками до нашей эры!
Столетние раскопки.
В 1902 году немецкий археолог Вальтер Андре обнаружил урук под 15-метровым слоем песка. На тот момент начался новый этап изучения древней месопотамии, раскопки который велись на протяжении вот уже ста лет. За эти годы усилиями ученых из-под песка появились развалины таких городов, как Вавилон, кальху, нивея, лагаш и ниппур. В 1922 году взорам людей предстал город Ур, а через десять лет в верхнем течении Евфрата - мари. При раскопках мари было найдено удивительное сокровище - золотой орел с головой Льва.
Величие урука потрясло воображение даже видавших виды археологов. Они с восхищением рассматривали две огромные храмовые башни, посвященные богине любви иштар и небесному покровителю города - ану. Были раскопаны еще четыре храма и великолепный царский дворец. Но даже не это поразило исследователей. Казалось, что город возвели не древние люди с допотопной строительной техникой, а представители высокоразвитой цивилизации. Мощеные улицы были так широки, что по ним одновременно могли бы промчаться три колесницы, запряженные четверкой лошадей каждая. Горожане, судя по всему, привыкли к комфорту - в их дома было проведено отопление, канализация, в каждом имелась ванная комната, пол и стены которых покрывали мозаичные картины.
Невероятная Находка.
Но самой невероятной Находкой оказались двенадцать глиняных табличек с шумерской клинописью, находившиеся в дворцовой библиотеке ассирийского царя ашшурбанипала. Как известно, шумерская клинопись возникла в IV и III тысячелетих до н. э. письменные знаки наносились заостренной палочкой на влажные глиняные плитки, или таблички. Писцы нажимали углом прямоугольной палочки на глину, и запись приобретала вид клиновидных углублений.
Первые таблички с клинописью появились в Европе в 1626 году. Их привез из персеполя итальянский путешественник пьетро делла балле. Сто с лишним лет никто не мог расшифровать их, пока в 1802 году немецкий учитель Георг гротефельд не предположил, что на табличках - персидский текст, и в таком случае на них должны быть имена персидских царей. Он сумел расшифровать имена Ксеркса и Дария и, в конце концов, угадать значение десяти клинописных знаков. Вслед за гротефельдом расшифровкой занялись другие исследователи.
К тому времени у археологов имелись десятки тысяч табличек. И, когда была обнаружена библиотека царя ашшурбанипала, специалисты уже смогли прочитать записанные на них фрагменты текстов, из которых узнали о царях и войнах, быте, религии, торговле, ремеслах и просто повседневной жизни людей, построивших прекрасные города пять тысячелетий назад. Оказалось, что на этих табличках записаны и фрагменты древнего эпоса о великом царе гильгамеше, который до тех пор считался вымышленной фигурой.
Кстати, благодаря расшифрованному тексту стало ясно, что город, который обнаружил Вальтер Андре, и есть урук, построенный по приказу гильгамеша.
Гильгамеш - сын бога.
"Никто на всем необъятном шаре, который плавает в океане вселенной и называется землей, не был равен гильгамешу. Сами боги полюбили его, когда божественная мать нинсун родила его от смертного лугальбанды", - этими словами о гильгамеше и возведенном по его приказу уруке начинается один из древнейших текстов человечества. Этот царь был красив, умен, отважен и силен. Его называли жестоким правителем, но подчинялись беспрекословно, потому что видели, что все его приказы направлены на пользу народа, и потому, конечно же, что наполовину гильгамеш был богом. Древние летописцы сообщали об изнурительном труде всех подданных мужского пола на строительстве вокруг города мощных стен. Они день и ночь лепили кирпичи, обжигали их и складывали штабелями. Тех, кто не желал повиноваться, немедленно предавали жестокой казни.
Но однажды подданные жестокого царя решили пожаловаться богу ану, небесному покровителю города. "Гильгамеш наш Повелитель, - Говорили они, - он Мудрый и Могучий, но Из-за Него мы не Видим Белого Света, всю Жизнь Проводя на Строительстве". Вместо того чтобы просто наказать гильгамеша или же заставить его смягчиться, богиня созидания аруру слепила, по просьбе ану, из глиняного башмака дикого человека энкиду, который должен был победить царя, чтобы доказать, что тот не всесилен, и потом указать ему его место.
Смерть невинного энкиду.
И вот однажды в пустыню, где жил энкиду, пришла посланная богиней иштар жрица ее храма. "Зачем ты здесь один живешь? - Спросила посланница богини. - Пойдем со мной в город, там ты сможешь видеть меня каждый день". Пораженный красотой девушки, энкиду пошел вместе со жрицей. В городе он встретился с гильгамешем, повздорил с ним и предложил сразиться. Но оказалось, что силы соперников равны - ни один из них не мог одержать верх, и тогда, к удивлению богов, гильгамеш и энкиду побратались.
Вместе эти два героя совершили множество подвигов. Но однажды случилось так, что иштар предложила царю свою любовь, а тот, наслышанный о ее похотливости и скверном характере, не пожелал иметь дела с богиней. Тогда в ярости иштар наслала болезнь на названного брата отвергнувшего ее гильгамеша, и через 12 дней ни в чем не повинный энкиду скончался в страшных муках.
Царь, ставший бессмертным.
Опечаленный гильгамеш пытался спасти энкиду из царства смерти, но безуспешно. И тогда ему пришло в голову попытаться найти способ жить всегда. В поисках вечной жизни царь скитался по земле, попутно совершая удивительные подвиги, но так и не достиг своей цели. И только однажды, переправляясь через реку, он, кажется, обрел высшую мудрость благодаря паромщику, который сказал: "человек - смертен. Вечная жизнь - участь богов. Ты же можешь обессмертить свое имя великими делами".
На одной из табличек, найденной археологами, написано, что гильгамеш действительно обессмертил свое имя, олицетворением которого стал построенный им славный город урук. Долгие годы урук был скрыт от людских глаз под песками, но теперь он вновь воссиял в своей красе, а вместе с ним явился миру людей и гильгамеш, обретший новую жизнь.