Тайный "Черный Кабинет" первой мировой.
1914 год, середина лета, 28 июля - эта дата известна как начало первой мировой "Большой Великой Войны". В военные действия были втянуты три главных игрока, государства: Германия - завоевательница с одной стороны, Великобритания и Россия - с противоборствующей стороны. Что же послужило переломным моментом в первой большой мировой войне и изменило дальнейший ход мировой истории?
Российский мощный императорский флот под командованием адмирала Николая Оттовича фон эссена уверенно отбивал все попытки немецких флотилий кригсмарине войти в финский залив и не давал высадиться на берег вражескому десанту. Немцы у входа в финский залив действовали. Русская эскадра каждый раз выходила в море на перехват, однако враг ускользал, избегая генерального сражения на воде. Русский балтийский флот в этот военный период базировался в Кронштадте, ревеле (современный Таллин) и, присоединенному фридрихсгамским мирным договором со шведским королевством к России с 1908 года, гельсингфорсе (современный финский город Хельсинки.
Историческое таинственное происшествие случилось в балтийском море в самый разгар военных действий первой мировой войны 1914 года. В очередной раз, обстреляв либаву, немецкий военный корабль стал уходить. Однако из-за сильного тумана 11 августа германский четырехтрубный легкий крейсер под названием "Магдебург" сел на мель, наскочив на риф небольшого каменистого островка под названием оденсхольм в финском заливе. Последствия этого вроде бы незначащего эпизода на фоне крупномасштабных военных баталий оказались очень важными и сильно повлияли на дальнейшую военную ситуацию развертывания событий в черном море, на Балтике и даже затронули дальние фолькленды.
Узнав о происшествии с немецким судном, адмирал эссен немедленно направил к месту посадки на мель вражеского судна серьезные силы российского флота: 6-й дивизион миноносцев, русские крейсеры "Богатырь", "Паллада", "Олег" и "Россия". Русский адмирал Николай Оттович фон эссен отправился во главе русской флотилии на крейсере "Рюрик" и лично управлял военной морской операцией. 13 августа 1914 года русские военные моряки захватили севший на мель у острова оденсхольм легкий немецкий крейсер "Магдебург". Именно тогда на борту потерпевшего аварию вражеского судна русские моряки захватили ценную секретную книгу с военными шифрами.
Сразу же после аварии боевого крейсера, ближайший к нему немецкий миноносец пришел на выручку и всеми силами пытался вытянуть застрявший корабль с каменных рифов, но безуспешно. Как только немцы поняли безвыходность ситуации и неминуемый захват своего военного судна русской флотилией, они взорвали патронный погреб, чтобы полностью разрушить и вывести из строя боевой крейсер. Хотя в результате взрыва его носовая часть (до самой фок-мачты) была совсем отделена от основного корпуса, немецкий крейсер пытался отстреливаться от приближающегося русского военного корабля "Богатырь". Именно этот крейсер "Магдебург" открыл счет немецким потерям в первой большой мировой войне.
Российские миноносцы подошли к застрявшему на оденсхольмских рифах неприятельскому крейсеру на 8 кабельтовых и спустили на воду вельбот с моряками, вооруженными винтовками. Первым на полузатопленный немецкий корабль высадился лейтенант Михаил Гамильтон. На потерпевшем крушение корабле оставалось всего шесть немецких матросов и сам капитан "Магдебурга".
Осмотрев судно, Гамильтон обнаружил на остатках палубы сигнальную книгу моряков германского флота для шифрования вражеских кодов. С её помощью можно было легко получить дешифровку вражеского текста, который передавался с помощью морской азбуки, удобной для любой корабельной связи в морском театре военных действий. Кроме этого русские военные моряки нашли на "Магдебурге" еще около трехсот разных важных и тайных документов, среди которых особо выделялась карта сетки балтийского моря с помеченными засекреченными квадратами мест постановки неприятельских мин.
Во время подводных работ по подготовке к снятию крейсера с рифа, осматривая днище корабля, водолазы обнаружили утонувшего немецкого офицера. Даже под водой он зажимал в руках другой экземпляр тайной сигнальной книги немецких морских кодов, что указывало на её чрезвычайную важность.
Без сигнального кода невозможно ведение морских боевых действий. Все военные подразделения постоянно ведут обмен шифрованной информацией на большем удалении друг от друга - из штаба получают указания о направлении движения, текущие боевые задачи и приказы к действию, а обратно в штаб передаются донесения об оперативной обстановке. На флоте такая информация передается семафором - при помощи флажкового телеграфа днем или световыми сигналами корабельных прожекторов в темное время суток и при плохой видимости.
Кроме базовой сигнальной книги кодов для расшифровки сообщений требовался ещё и тайный ключ дня, который во время морских боев генерировался ежедневно. Он представлял собой особую таблицу символов для смены кодов каждые сутки, начиная с 12 часов в полдень на всем германском флоте. Поэтому перед командирами русской армии, в частности секретных военных разведподразделений с командой русских шифровальщиков, и встал вопрос о том, как добыть такой ключ шифра.
На взлом и дешифровку немецких радиограмм с уже измененными кодами противника командировали ведущего криптолога русского мид оскара федерлейна, притом довольно необычным образом. Чтобы запутать резидентуру противника, специалиста по шифру похитили в Санкт-петербурге, и тайно отвезли на побережье в финском заливе к мысу шпитгамн. Там была организована сверхсекретная группа криптографов во главе с Михаилом Поповым из службы связи, так по документам стал проходить старый шифровальщик федерлейн. Тайный отдел стали уважительно называть "Черным Кабинетом". Через месяц кропотливой работы буквально без сна и отдыха группа "Черного Кабинета" осуществила взлом сложнейшего немецкого шифроключа и алгоритма его посуточной замены.
По 1918 год включительно русские шифровальщики благодаря ключу федерлейна заранее знали обо всех боевых намерениях противника. Таким образом слепой случай посадил на мель быстрый немецкий крейсер с важнейшей документацией на борту, и в корне изменил развитие сценария первой большой мировой войны, сделав криптографию и криптоанализ новыми инструментами в театре ведения военных действий.