Тайна гранитной ванны из баболовского парка.
Что общего между царь-пушкой, царь-колоколом и царь - ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: царь-пушка никогда не стреляла, царь-колокол никогда не звонил, а в царь - ванне, скорее всего, никто никогда не купался.
Но если первые два - экспонаты московского кремля - известны во всем мире, то царь - ванна скромно прячется на окраине баболовского парка в царском селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что баболовская чаша - подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал - большая загадка.
Чудо в руинах.
Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае "Яйцо" точно было раньше "курицы". То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.
Баболовский парк не избалован вниманием гостей царского села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее - баболовской просеке - почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом - запрудой.
На другом берегу - руины из красного кирпича - все, что осталось от баболовского дворца, разбомбленного во время великой отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.
Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо - гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.
"Произведение Русского Ваятеля".
Каменотесы трудились над царским заказом семь лет - с 1811 по 1818 год. 160-Тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна - непосредственно в каменоломне или близ места установки - доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.
Вес ее - 48 тонн, диаметр - 5, 33 метра, глубина - 1, 52 метра, высота - 1, 96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной Лопатки.
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Не зря современники этим уникальным творением восхищались. Вот что писал в "Отечественных Записках" за 1818 год Павел Петрович свиньин: "наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для баболовской бани. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение русского ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства. Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
Загадки баболовской чаши.
И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?
Писатель и журналист Михаил Иванович пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: "Когда Немного Откроют Правый Шлюз у Мостика, то Вода Быстро Наполняет Ванну". Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.
И вообще баболовский дворец - и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, "Банную", часть за одно помещение. Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой "Бане" никогда не мылись, а в ванне не купались.
Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый гром - камень для пьедестала памятника Петру I к исаакиевскому собору.
Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности - и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!
И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.
Мы заметим, что в великую отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.
Неоднократно высказывались сомнения, что баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены: "Нам, Извините за Выражение"впердюливают" что ее якобы зделал данный мастер: Суханов. Делал аж семь лет, стругал как "Папа Карло" полировал и так далее. Чушь полнейшая. Со всей ответственностью как (токарь - универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру. Такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать. Такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка. Полировка (темно, на фото не видно) как у Колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов".
Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица земли.
Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше. Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.
Такая же ситуация и с баболовской чашей складывается. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: "Нет Сомнений в том, что Сама Чаша - Элемент Антенного Преобразователя - Излучателя Витонных СВЧ - Колебаний для Сверхдальней Космической Связи".
Сомнения - то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами - шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.
А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет. (c) Валерий Николаев Ezomir.