Таинственное восточное королевство иоанна пресвитера.
В средние века большую популярность приобрели легенды о могущественном христианском государстве на Востоке, полном всех благ мира и христианской гармонии, во главе которого стоял не менее легендарный правитель - царь - священник пресвитер Иоанн (английский Prester John, в русской литературе - поп Иван. Он вел свое родословие от евангельских волхвов, первыми пришедших поклониться Христу
. Впрочем, пресвитер Иоанн признавался потомком как волхвов, так и святого фомы, предположительно основавшего раннюю, а значит, подлинную христианскую церковь в Индии. Имелись даже определенные письменные свидетельства, подтверждающие факт существования "Идеальной Страны". Но существовал ли этот загадочный правитель в реальности и где находилось его удивительное царство, если таковое, конечно, было на самом деле? Историки склоняются к мысли, что легенда о загадочном восточном царстве и самом пресвитере Иоанне - не более чем попытка выдать желаемое за действительное: "Если Такого Государства не Было, то его Необходимо Было Придумать", так как в нем консолидировались чаяния и устремления средневекового человека.
Легенда о пресвитере Иоанне - полумифическом христианском правителе, жившем где-то в Индии, который играл одновременно роль короля и патриарха, распространилась с середины XII века от берегов реки Хуанхэ до Атлантики среди китайцев, турок, монголов, персов, арабов, индийцев, армян и всех европейских народов, участвовавших в крестовых походах. Период формирования легенды занимает около 400 лет. В русскую древнюю литературу легенда проникла под именем "Сказания об Индийском Царстве". Энциклопедический словарь брокгауза и ефрона утверждает, что основанием слуха послужил имевший место успех несторианского христианства среди племен средней Азии, о котором писал Абуль - Фарадж. Легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе - священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами.
Первое известие о пресвитере Иоанне появляется в летописи Оттона фрейзингского (от 1145 года. Эта летопись повествует о событиях, происходивших вплоть до 1156 года. Согласно ей, в 1145 году епископ Хью из города гебаль (ныне джубайль в Ливане) посетил папу римского и рассказал ему о неком короле и священнике по имени Иоанн, который жил в далекой стране на Востоке и происходил от одного из библейских волхвов - мудрецов, пришедших поклониться младенцу Иисусу в Вифлееме. И сам король, и все его подданные были христианами. За несколько лет до этого, одержав победу над мидянами и персами, он намеревался освободить Иерусалим от неверных, но не смог форсировать реку тигр.
Из летописи Оттона фрейзингского свидетельство о существовании царя - священника переходит в другие хроники. Общеизвестная версия легенды основана на двух упоминаниях о посещении патриархом Индии, Константинополя и Рима во времена папы каликста II (1119-1124. Трудно подтвердить или опровергнуть достоверность этих сведений, поскольку оба свидетельства были "из Вторых рук", "словами со слов".
Также все ссылаются на письмо пресвитера Иоанна (подлинность которого, правда, подвергается сомнению), предположительно написанное императору Византии Эммануилу I комнину (1143- 1180.
Это письмо, появившееся около 1165 года и подробно описывавшее чудеса и богатства, поражало воображение европейцев и распространялось в еще более приукрашенной форме несколько столетий, а после изобретения книгопечатания - и в печатном виде, будучи актуальным элементом народной культуры в эпоху географических открытий. В письме пресвитер Иоанн сообщал, что его королевство простирается от развалин Вавилона до Индии и даже за ее пределы. В его стране, пользующейся почетом и уважением у королей 72 стран, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры, сатиры, великаны и легендарная птица феникс. А в самом центре владений пресвитера Иоанна находится фонтан вечной юности: тому, кто трижды попьет из него, никогда не будет больше 30 лет. Своим королевством Иоанн управляет с помощью волшебного зеркала, в котором видно все, что происходит даже в самых отдаленных уголках его обширных владений. Армия короля насчитывает 10 000 всадников и 100 000 пехотинцев, впереди идут 14 носильщиков, они несут золотые кресты, искусно инкрустированные прекрасными драгоценными камнями.
Письмо пресвитера Иоанна имело активное хождение при светских и церковных дворах средневековой Европы, несмотря на то что это, скорее всего, была фальшивка. Подкупала история о том, что армии пресвитера дошли чуть ли не до месопотамии, но нуждаются в поддержке Запада. В Европе времени крестовых походов это порождало надежду на то, что стоит христианам чуть поднажать, и мир ислама, взятый в клещи, не устоит.
Письмо пресвитера Иоанна, быстро распространявшееся в Европе, было переведено на несколько языков, включая иврит. До сегодняшнего дня сохранилось несколько сотен копий письма. Современный контент-анализ варианта письма на иврите позволяет сделать предположение, что автор письма был выходцем из среды евреев северной Италии или лангедока. Во всяком случае, авторство, по всей видимости, принадлежит европейцу, однако цели его поступка не вполне ясны.
Реальной подоплекой фальшивки было, скорее всего, существование многочисленных несторианских общин, осужденных на вселенском соборе в эфесе в 431 году и рассеянных по всему Востоку (от Багдада до Монголии и Китая. Склонность к богословским спорам вообще отличаю восточно - православный мир - Византию, так же как любовь к юридическим тонкостям являлась особенностью западного мира с самого его рождения.
Несторианство течением в раннем христианстве было. Его основателем и патриархом стал несторий константинопольский (428-431), утверждавший, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Суть учения состоит в том, что Христос понимается как особая человеческая личность, в которой стал обитать логос божий. С точки зрения православия, которое видит в Христе сам логос, это означает, что единый Христос разделяется на два разных - один из них - логос, а другой - человек, сын Марии.
Несторий были низложен на III вселенским соборе в эфесе после того, как отказался именовать деву Марию богородицей. Согласно несторию, деву Марию можно было бы именовать Христородицсй, потому что она родила Христа, но не богородицей, так как бог не был рожден. По учению же александрийского епископа св. Кирилла (главного оппонента нестория), "Единая Природа Бога Слова Воплощенная" включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту "обожествленного" человечества - всех спасенных и спасаемых, то есть всю церковь.
После осуждения несториане перенесли свою деятельность в Азию (в отличие от основного потока христианства, развернувшего свою работу в Европе. Особенного успеха несторианство у кочевников достигло. Так, например, кераитский хан Тогрул (ван - хан), побратим отца Чингисхана Есугея, был (вместе со своим народом) несторианином. Могущественное ханство Найманов (западная Монголия и восточный Казахстан) также исповедовало несторианство. Несторианами являлись уйгуры в восточном Туркестане (современный западный Китай. Представители течения занимали определенные. Позиции и в государстве каракитаев ( "Черных Киданей" - также монгольского племени) в средней Азии и восточном Туркестане. Их гурхан елюй Даши разгромил в XII веке н. э. Санджая - султана великих сельджукидов.
По мнению Льва Гумилева, написавшего замечательную книгу "В Поисках Вымышленного Царства" (царства пресвитера Иоанна), посвященную несторианам и образованию монгольской империи, эта победа и явилась поводом для смутных представлений в Европе о существовании христианского государства в глубинах Азии. Однако в Xiii веке восточные несториане стали жертвами жестокой внутриполитической борьбы в монгольской империи.
Поскольку слухи о чудесном королевстве пресвитера Иоанна стали распространяться как раз в эпоху крестовых походов, то неудивительно, что папа Александр III стал искать с ним союза. Во время второго крестового похода многие рыцари верили, что пресвитер Иоанн придет им на помощь и поможет вновь отвоевать Палестину у мусульман. Доверие к упомянутым сообщениям было столь велико, что папа Александр 111 27 сентября 1177 года даже направил письмо пресвитеру Иоанну через своего эмиссара Филиппа (бывшего его личным врачом по совместительству. Посланник уехал, его долго ждали, но он так и не вернулся. Больше о Филиппе никто не слышал. Что ж, миссия эта была едва ли выполнима, поскольку никто не знал, где находится загадочное королевство.
Идея о царе - первосвященнике на Востоке не могла также не прельстить и императора Фридриха барбароссу и его окружение. Царь - священник не нуждается в папе, и, таким образом, светская.
И духовная власть сосредоточивались в одних руках. Отличный прецедент для борющегося с папой императора. После взятия Милана в одном из его соборов нашли якобы мощи трех царей - волхвов, пришедших с Востока и связанных с царством пресвитера. Они были с триумфом перезахоронены в Кельне - священном городе германских королей. Вскоре в города аахене, где находилась гробница карла великого, была совершена церемония беатификации (причисления к лику святых) этого франкского императора. Но Фридриху барбароссе необходим был ныне живущий царь - первосвященник. А тут императору удалось закончить многолетнюю войну с гвельфами на приемлемых условиях. Заключение мира ускорил и проект третьего крестового похода (1189-1192. В походе участвовали также английский король Ричард львиное сердце и французский король Филипп II. Барбаросса надеялся, что, разгромив с помощью мощной армии курдского правителя Египта саладдина (салах - ад - Дина), отнявшего у Запада Иерусалим, он сможет продвинуться дальше на Восток и встретить пресвитера Иоанна, который поможет германскому императору сломить всех врагов и стать единоличным главой западного мира. Однако "Господь Высокоумие Мудрецов Посрамляет". Барбаросса погиб, находясь в гостях у своего союзника князя Льва, правителя киликийской Армении (юг малой Азии. Согласно общепринятой версии, немолодой император утонул, купаясь в горной речке.
Однако Вера людей в существование неподвластного возрасту правителя и его чудесного царства осталась непоколебимой. С падением владений крестоносцев в Палестине слухи о пресвитере Иоанне утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении. Когда монголы в Xiii веке вторглись в Палестину, христиане, населявшие остатки государств крестоносцев, верили, что Чингисхан был пресвитером Иоанном, пришедшим спасти их от мусульман. Иногда пресвитером Иоанном считали торгул - хана, несторианского правителя, побежденного Чингисханом. Монгольского хана хулагу также считали то пресвитером Иоанном, то сыном его Давидом, а монголов - христианами.
Справедливости ради стоит отметить, что к этому времени в средней Азии уже была богатая история христианства. Католические миссионеры, ездившие ко двору Чингисхана в Каракорум, а также позднейшие путешественники в течение долгого времени разыскивали в Азии пресвитера Иоанна. Плано - карпини отводит ему место в Индии; рубрук считает его государем разбитых Чингисханом каракиданей, смешивая Чингисхана с ван - ханом кераитским. Марко поло находит потомков первого пресвитера Иоанна в лице монгольских князьков, несториан, кочевавших в стране тянь - дэ, или тендух, в ордосе. Монте - корвино и одорик фриульский вторят мнению Марко поло.
Но поиски заветного царства оказались безуспешными, и потому в 1487 году португальский король Иоанн II командировал Педро да ковильяна (Петра ковиллания) и альфонса паиву в новую экспедицию. Она прибыла в абиссинию, где большинство населения исповедовало ориентальное православие монофизитского толка, и признала местного царя пресвитером Иоанном (очевидно, из-за нетипичного для региона христианского вероисповедания.
Вопрос о личности пресвитера Иоанна остается открытым и по сей день. Различные историки самых разнообразных точек зрения придерживаются. Разброс мнений впечатляет.
Гербело считает его ван - ханом, вождем кераитов, жербильон - одним из тибетских царей, лакроз - далай-ламой, Фишер - несторианским католикосом, Густав оперт и царике отождествили его с елюй - Даши, вождем си - ляо, брун - с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии багратидов.
Л. Н. Гумилев в одной из работ ("поиски вымышленного царства. Легенда о "Государстве Пресвитера Иоанна") подробно анализирует всю имеющуюся информацию и отрицает реальность пресвитера Иоанна. Он доказывает, что легенда о царстве пресвитера Иоанна была выдумана рыцарскими орденами иерусалимского королевства с целью направить второй крестовый поход в месопотамию (легенда о сильном союзнике должна была внушить мысль о легкости предстоящего похода.
Итак, если исторические хроники не смогли сообщить нам никаких подробностей об этой личности, то, может быть, какой-то ключ к пониманию мы сможем найти в средневековой поэзии, где также упоминается имя пресвитера Иоанна? Ведь поэт иногда бывает настоящим провидцем, и потому в поэтических образах и символах нередко заключена некая доля истины.
Пресвитер иоанн упоминается в легендах о граале и рыцаре парцифале. По многим деталям видно, что между главой братства грааля, которого поэты именуют также владыкой мира, и главой таинственного христианского государства на Востоке существует сходство.
В поэме вольфрама фон эшенбаха о парцифале имя пресвитера Иоанна упоминается лишь однажды, да и то в самом конце поэмы. Там сказано, что пресвитер Иоанн - сын фейрефица, сводного брата парцифаля; что он, будучи священником, является и царем Индии, и что все цари Индии, наследующие трон после него, принимают это имя. Таким образом, правители этой сказочной индийской страны наследуют имя Иоанн из поколения в поколение.
Такую же разгадку тому факту, что все цари таинственного индийского государства носят имя Иоанн, дает известная легенда Иоанна хильдесхеймского о трех царях, которую с интересом рассматривает и Гете в статьях "Три Святых Царя", "добавление" и "и еще раз три святых царя" (1802.
Может быть, вольфрам фон эшенбах рассказал бы более подробно о пресвитере Иоанне в своем "Титуреле", но этот труд остался незавершенным. Его работу впоследствии использовал и дополнил другой немецкий поэт - Альбрехт фон щарфенберг (Xiii в. ), который свою поэму "Новый Титурель" посвящает царю Иоанну и роли грааля в Индии. В сороковой главе поэмы, где автор очень подробно изображает царство Иоанна, он, несомненно, использовал ранее упомянутое легендарное письмо пресвитера Иоанна византийскому императору, местами воспроизводя его буквально. Насколько популярно было указанное письмо, настолько же прославленным и распространенным сочинением был в свое время и "Новый Титурель", дошедший до наших дней во многих вариантах. Хотя в повествовании о пресвитере Иоанне в "Новом Титуреле" много сказочного, тем не менее оно представляет весьма значительный интерес и содержит немало таких подробностей в описании загадочного братства грааля, которые нашли отражение и в других источниках.
В средние века очень популярным было описание путешествия Иоганна мондевиля (1356), где изображено царство могущественного священнослужителя Иоанна далеко на Востоке, вблизи рая. А Иоганн Гесс в фантастическом "Итинерариусе" (около 1489) власть царя - священника Иоанна распространяет "до самых крайних пределов земли", включая в его царство и земной рай, который находится на вершине огромной горы эдем, настолько крутой, что взойти на нее невозможно. По вечерам, когда солнце заходит за гору, видна очень прозрачная (ледник) и красивая стена рая. В этой стране находится и чудесный остров (блаженных), называемый "Radix Paradysi" (корень рая), где три дня пролетают, как три часа. Так воображение поэта стремится слить воедино различные представления о стране обетованной, крас всемирной гармонии.
Сказание о пресвитере Иоанне оставило неизгладимый след и в русском сознании. Интерес к таинственному Востоку всегда был присущ русскому народу, постоянно соприкасавшемуся с племенами и народами Азии. Но наиболее ярко этот Восток олицетворяла для него "Богатая" Индия, страна чудес, откуда с паломниками и купцами приходили на Русь самые фантастические сведения и легенды.