Следы таинственного подземного народа.
Сиртя (а также сииртя, сихиртя) - в ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев - "Настоящих Людей". Сиртя описываются как коренастые и крепкие люди очень низкого роста, у них были белые глаза, а говорили они слегка заикаясь.
По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров.
Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются "Железки", их дома - сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками.
Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов ( "я - Хора" - "земляных оленей".
Встречи с сиртя одним приносили горе, другим - счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его.
Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.
Каким был загадочный народ сиртя?
Сиртя были маленького роста со светлыми вертикально посаженными глазами и жили в высоких песчаных сопках. Согласно легендам, до того, как по неясным причинам уйти под землю, сиртя жили на поверхности, но избегали встречаться с людьми. Странные существа выходили на поверхность тундры по ночам или в туман. Они носили красивую одежду с металлическими подвесками, часто одаривали людей металлическими изделиями, ведь сиртя прекрасные кузнецы и ювелиры.
Так кто же они такие эти таинственные сиртя? Известно, что самоеды (или самодийские народы) - ненцы и другие народы - сравнительно недавно заселили побережье северного ледовитого океана (с XI по Xviii век), кто же здесь жил до них?
В энциклопедии "Мифы Народов Мира" упоминается загадочный "малый народец". Самодийской мифологии - это антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. В подземном мире они владеют стадами мамонтов ( "Земляных Оленей"), выходя на поверхность, избегают встреч с людьми. Существует предположение, что в образе сиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры.
Куда ушли сиртя после большого наводнения.
Однажды появилась большая вода, затопившая все низменные места на Ямале. Жилищами сиртя стали недра возвышенных сопок - "Седе" (по другой версии, сиртя "ушли в сопки" потому, что с появлением "настоящих людей" - ненцев - прежняя земля перевернулась оборотной стороной. Став подземными жителями, сиртя впредь опасались выходить на дневной свет, от которого у них лопались глаза. День у них стал считаться ночью, а ночь - днем, ибо , внимание, только по ночам они могли выходить из сопок, да и то, когда в окрестности все тихо и нет людей.
Сейчас сиртя осталось мало, и все реже они выходят на поверхность. Под землею они ездят на собаках и пасут мамонтов ( "я Хора". Только шаман может определить, в какой сопке сиртя есть, а в какой их нет".
По мнению специалистов, сиртя - реально существовавший народ, что подтвердили археологические раскопки и записки путешественников. Археологи находят в местах предполагаемых мест обитания сиртя железные и бронзовые предметы исключительной выделки, изготовленные по их данным не раньше середины первого тысячелетия нашей эры.
На днях ямальский оленевод Мэе окотэтто обнаружил стоянку древнего человека - сиртя. В северной части полуострова Ямал он нашел наконечники стрел, металлические гарпун и топор, керамические изделия.
Опытный тундровик считает, что эти предметы могут принадлежать только охотнику - промысловику, так как места Находки не пригодны для выпаса оленей. А ведь по преданиям сиртя были не только кузнецами, но и великолепными промысловиками, охотниками. Говорят, что сиртя можно повстречать и в наши дни. Вот какую удивительную историю в 1987 году услышал от пожилой ненецкой женщины писатель Григорий Темкин.
"…А бабке той лет восемьдесят. Не кочует уже, зиму в поселке, в доме коротает, а в мае с сестрой младшей павлой - саму - то бабку, старшую, Галиной зовут, - Выучейская Галина Николаевна, - уходит в тундру и почти до ледостава рыбу ловит. Чум себе там ставят за ернистой сопкой, лодчонка у них на каждом озере, сеточки небольшие, - большие - то бабкам не по силам, они хоть и крепкие еще, да все не то, что раньше.
Однако иной раз много рыбы привозят: щуку, сорогу, раз бабки заметили: рыба на одном озере из сетей пропадает. Везде ловится, а на этом пусто, только чешуя в ячеях. Решили ночь сторожить, подсмотреть вора. Смелые бабки! Сетку поставили снова, на берегу в ернике спрятались, сидят. А ночи светлые, все видно …. Долго ли ждали, коротко - слышат, хнычет кто-то, вот так: "у - ху - ху! Ю - ю - юх …". Тоненько, будто дитя плачет. Сестра - то, Павла, испугалась, пойдем, шепчет, отсюда. А Галина боевая: нет, говорит, мы посмотрим.
Посидели еще сколько-то, подождали - и дождались. В словно снег с сопки помело. А ведь лето стояло, а там снег. А облачко к озеру все ближе, ближе … потом по воде пошло, над сетью остановилось, бабки - и обмерли. Не облако это, а мужик. Маленький, как ребенок, волосы тоже белые, а все перебирает, перебирает - и рыба сама к нему из сетки в мешок прыгает.
Бабки в кустах ни живы ни мертвы, шелохнуться боятся, а мужичок рыбу выбрал да на бабок как зыркнет! Знал, видно, что прячутся они тут. Погрозил им пальцем вот так: мол, мое озеро, и рыба моя. И пропал. А над тем местом между озером и небом столб стоял из света, будто фонарь кто включил.
Опомнились бабки - и быстрей с того озера, пока целы. Испугались сильно. Не ходят туда больше, однако. Галина - то вспомнила, как ей еще ее бабка рассказывала: всегда в этих сопках они жили. Кто "они"? Да сиртя, кто ж еще. Черт - не черт, человек - не человек; днем под землей прячется, ночью гулять, промышлять выходит. Раньше, старики говорили, их много по тундре жило …".