Семь священных растений славян - посредники между богами и людьми.
Ezomir.
Семь священных растений было у древних славян: дуб, орешник, верба, хмель, омела, плакун-трава и пупавка. Посредники между богами и людьми, они на протяжении многих веков верно служили нашим предкам, находясь рядом с ними и в горе, и в радости. В лес или поле за травами можно идти только под защитой оберега.
Сила, достаток, плодородие.
Дуб за силу отвечал. Его называли перуново дерево и не вырубали под пахотные земли, используя только для вырезания статуй верховного бога. В нетронутых священных рощах, под сенью самого большого дуба вершились суды, давались клятвы, приносились жертвы, устраивались праздники …. И передавался от старого вождя новому дубовый посох - символ силы и власти, прообраз скипетра.
Орешник считался младшим братом дуба и, наверное, поэтому еще деревом достатка и благополучия. Ведь что такое быть братом дерева, которому покровительствует сам громовержец перун? Главное, в тебя не будет бить молния. Наши предки прятались под орешник, а после окончания грозы прихватывали с собой его веточки, чтобы защитить от молнии свои жилища.
Археологи утверждают, что орехов хватало не только живым, но и усопшим - в захоронениях славян находили немало погребенных вместе с покойниками плодов орешника.
Верба - это плодородие почти в чистом виде. Отломил ветку, воткнул в землю, глядь - уже дерево растет. Символ непрерывности и постоянства жизни, это дерево славянского бога солнца Ярилы, его невеста. Гибкая, стройная верба (ивушка) считалась поэтому еще и символом женственности, в противовес дубу. Именно вербу наряжают, украшая цветами, в ночь на Ивана Купалу.
Перун в славянской мифологии считался богом - громовержцем.
Приманка для удачи и секрет против всех ядов.
За что отвечал у древних славян хмель, догадаться несложно. В принципе, хмель и есть славянский бог, бог - покровитель праздничных трапез и братчин, бог пчеловодов и медоваров. Муж дочери даждьбога сурицы - богини радости и света, он достойно влился в пантеон славянских богов и единственный из них, кто, судя по всему, дожил до наших дней. Шутки шутками, но не стоит забывать, что хмель - растение ядовитое, а хмель - божество коварное. И с тем, и с другим надо вести себя осторожно.
Символ здоровья и молодости, вечнозеленая омела растет на липах, каштанах, тополях, березах и прочих деревьях, в том числе и на дубах. А все, что растет на дубе, для язычника священно. Наши предки считали, что омела появляется на ветках деревьев от молнии, когда перун хочет не наказать, а наградить. Поэтому, чтобы стать неуязвимыми, перед сражением надо пить напиток из омелы и привязывать ее ветки к груди. И лучше всего, если она была срезана с дуба.
Хотя омела действительно обладает рядом лечебных свойств, современные специалисты не рекомендуют использовать ее при самолечении, поскольку это растение еще более ядовито, чем хмель. Древние жрецы если и умели готовить из омелы универсальное лекарство от всех болезней и противоядие от всех ядов, то секрет этот, увы, утерян.
Хмель - растение ядовитое, и собирать его надо с осторожностью.
Не выходи без оберега!
Плакун-трава растет по берегам рек и водоемов на светлых, солнечных местах. Высокая, стройная, красивая, с листьями, похожими на листья вербы. На них есть устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. Трава плачет! Это свойство растения и стало причиной его обожествления. Плакун не просто плачет, но заставляет плакать и злых духов.
Мать всех трав, она спасала древних славян не только от укуса змей и бешеных животных, но и от козней кикимор, леших и прочей нечисти. Особенно ценился корень. Брать плакун-траву нужно было обязательно только на заре иванова дня. И никакого металла!
Копать можно было только специальной костяной палочкой. Без оберега из корня плакуна на шее ни один целитель не отправлялся в поле и лес за травами. Не выходил без него и ни один охотник за кладами, ибо мог и не вернуться, потому что не имел защиты от злых духов, охраняющих сокровища.
Цветок, знающий будущее.
И, наконец, пупавка - загадочный цветок, знающий будущее. Ее маленькие скромные цветы с желтой трубчатой серединой и белыми лепестками воспринимались нашими предками как земные звезды. Звезды - глаза небесные, пупавки - глаза земные. И те и другие смотрят, а значит, видят и знают, нужно только уметь понимать их язык. В отличие от небесных, земные глаза - звезды имели длинные ресницы, которые можно было потрогать, понюхать, пересчитать.
Ну и погадать на них, конечно. Правда, в те далекие времена гадания вряд ли походили на сегодняшние. Например, перед охотой на крупного зверя или перед походом воинов племени на врага слова, обращенные к пупавке, могли быть такими: "победим - не победим, домой вернемся - домой не вернемся"….
Пупавка - пупавка римская - Романова трава - романа - ромашка. Так постепенно изменялось название этого цветка. К ХVIII веку, когда пупавки стали называться ромашками, с язычеством как с главной религией на Руси было покончено. И лишь в девичьих гаданиях народная память сохранила осколки древнего знания языческих жрецов. "Любит - не Любит, Плюнет - Поцелует, к Сердцу Прижмет - к Черту Пошлет - Любит Искренне - Издевается, Встречи Ждет - Насмехается". Причем цветок обязательно надо держать в правой руке, а лепестки отрывать - левой. Делать это следует осторожно, потому как оборвать сразу два лепестка - очень плохая примета. Зато хорошая примета - если ромашки ночью приснятся.
Можно гадать на выбранном цветке из букета. В том случае, если утром "ваш" цветок будет бодрее других - ждите удач, а если поникнет - сами понимаете. Интересно, что из всех видов цветов, называемых в обиходе ромашкой (а это и пупавки, и нивяники, и собственно ромашки), гадать невозможно только на одной из них - так называемой ромашке пахучей. Это единственная ромашка, которой не было на нашем континенте в древние времена. Она попала к нам из Америки, очевидно, с американским зерном. Так вот, у этой "Американской Гостьи" совсем нет лепестков, будто на ней кто-то уже успел погадать!
Всего же на земле насчитывается более 350 видов ромашковидных растений, треть из которых произрастает на территории России. Порой это абсолютно разные растения, но со сходным строением цветка. А что, кроме цветка, нужно девушке для гадания! Вот и летят лепестки и у персидской ромашки (она же пиретрум розовый), и у кавказской (пиретрум красный), и у немецкой (она же космея), и у луговой (нивяник обыкновенный), и у нашей главной героини - ромашки римской (пупавка благородная.
Именно из ромашек - римской и луговой - чаще всего плетутся венки в ночь на Ивана Купалу. При этом нельзя цветы ронять. Уронила цветок - милому грусть - печаль обеспечена. Девушки венки и в костер бросают (чей первым сгорит, та и замуж первая выйдет), и по реке пускают (венок утонул - милый обманул, если расплелся и цветочки поплыли поодиночке - еще годик в девках придется походить, ну а если благополучно доплыл до противоположного берега - скоро свадьбе быть.
Увы, нужно признать: из семи священных растений в современном мире только одна ромашка продолжает худо-бедно исполнять свои волшебные функции. Хмель очеловечился окончательно. Остальные же отвернулись от людей, закрылись в себе, хотя, может быть, они и продолжают говорить с нами, только мы их не слышим.