Русские чудотворные иконы богоматери.
Ezomir.
По наследству нам от наших пращуров перешло почитание образа пречистой девы, как хранительницы и защитницы земли русской. Православной церковью прославлено множество ее образов. Большинство икон связаны с русской воинской славой и победами над врагами отечества.
Достойное место в плеяде икон богородицы заняла владимирская икона божьей матери. Вот что говорится в русских летописях о ней: "и бежали полчища врагов земли русской из града Москвы, гонимые силою пресвятой девы …".
Загадочна история появления этой иконы, и в исторических источниках она описана по-разному. Так, по одной из версий написана она была евангелистом Лукой на доске от того стола, за которым богородица трапезовала с праведным Иосифом и со своим сыном.
Длительное время икона находилась в Иерусалиме и , внимание, только в 450 году была перенесена в город Константинополь. В 12-ом веке в качестве подарка от патриарха хризоверха русскому князю Юрию долгорукому икона прибыла на Русь. Странным образом в киевском храме икона меняла свое местонахождение "Сходила с Места" более трех раз, как - бы, не желая находится там. Сын Юрия долгорукого, тайно от жителей Киева, вывез образ из города. Летописцы писали, что икона сама выбрала себе место нахождения - на крутом берегу реки Клязьмы, недалеко от Владимира. Лошади, везущие повозку с образом, внезапно встали, как вкопанные. Ночью князю Андрею во сне явилась богородица и повелела установить на этом месте храм. Прошли годы, образ богородицы перенесли в успенский собор города Владимира, поэтому ее стали называть "Владимирской". На протяжении веков у образа молились патриархи, цари, князья, митрополиты и простые люди. Обращались к великой заступнице во время любых бед: пожаров, эпидемий, войн, грабежей. Благодатная помощь была дарована ею русскому войску, воевавшему против Тамерлана (в память о событиях тех дней в Москве был воздвигнут сретенский монастырь. Также с образом владимирской божьей матери, связана и победа над крымским ханом казы - гиреем и ордынским ханом едигеем.
Сегодня образ владимирской божьей матери в третьяковской галерее хранится.
"Драгоценная Национальная Святыня", "великая заступница России" - эти слова об одной из самых почитаемых православной иконе - образе божьей матери "казанской".
С ней связана удивительная и загадочная история обретения.
Смутное время на Руси. Трудно уживались друг с другом православная и мусульманские веры на земле казанской. Вспыхнул бунт, в результате которого город был почти полностью сожжен. Маленькой дочери одного из стрельцов - девятилетней матроне приснилась богоматерь, велевшая сообщить градоначальнику и архиепископу, чтобы ее образ извлекли из земли, указав на конкретное пепелище, где следует искать. Поскольку никто не поверил ребенку, богоматерь еще два раза являлась во сне девочке. На третий раз ребенок увидел во сне саму икону, от которой исходил грозный голос: "Если не Поведаешь Глаголов Моих, Я Явлюсь в Другом Месте, а ты Погибнешь". Но и опять ни ребенку, ни ее матери градоуправители и воеводы не поверили. Тогда мать и дочь сами стали копать землю в обозначенном месте. И 8 июля матрона сама выкопала, завернутую в ветхую суконную ткань, икону богородицы (с тех пор, празднование иконы казанской божьей матери приходится на 8 июля. Состояние образа было идеальным, лик не пострадал от пожара. Икону с величайшими почестями отнесли в церковь Николы тульского, а затем в благовещенский собор. Во время торжественного переноса иконы из одного храма в другой произошло чудо, зафиксированное летописцами, прозрели два человека - Никита и Иосиф. Казанское верховное руководство направило царю описание всей истории приобретения иконы и точную копию с образа. Государь повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Первыми послушницами в нем стали Матрена и ее мать. Икону богородицы в Казани посещали все цари, оставляя ей драгоценные дары: золото, жемчуг, дорогостоящие камни. Успенский собор, заботами русских государей постоянно отстраивался, увеличивалось количество монахинь. Народ верил в силу чудотворений образа казанской божьей матери. Именно этому образу были направлены благодарственные молебны после избавления Москвы от нападения поляков в 1649 году. На красной площади был возведен собор казанской иконы богородицы. Перед тяжелейшим полтавским сражением вся русская армия молилась о даровании победы перед образом казанской божьей матери. Во время отечественной войны воины обращались за помощью и поддержкой к богородице. После победы над Наполеоном в Санкт-петербурге был построен казанский собор, ставший памятником героизма русской армии. И сегодня эта святыня от русской православной церкви неотделима. До сих пор иконой казанской божьей матери являются чудесные случаи обретения зрения слепыми, исцеления, выздоровления умирающих и возвращение на путь истинный грешников.
Не менее удивительна история еще одной православной святыни - иконы "Знамение Пресвятой Богородицы".
На этой иконе изображение Иисуса Христа несет смысловую нагрузку - щит, который одновременно символизирует победу и защиту. Летописи поведали удивительную историю этого образа ….
В 1170 году на великий Новгород двинулась огромная суздальская рать. Все новгородские жители вместе со своим святым архиепископом Илией, молились о спасении перед образом богородицы знамение. В момент нападения, когда тучи стрел летали во все стороны, одна из них попала в икону. Слезы закапали из глаз образа богородицы. Святой Илия, вытирая их, приговаривал: "Царица Небесная, Ты Являешь нам Знамение, что со Слезами Молишься Сыну Твоему и Богу Нашему об Избавлении Града". В один миг на землю опустилась тьма, жуткий страх обуял нападавших на город Суздальцев. Они стали убивать друг друга, потеряв ориентир, где свои, а где чужие. Тотчас защитники великого Новгорода, открыв городские ворота и устремились на врага, наголову его разбив. В память о заступничестве богородицы по велению архиепископа Илии был установлен праздник (27 ноября) в честь богоматери знаменской и назвали этот день "Днем Избавления и Наказания". Существует несколько списков с этой иконы, например, абалацкая и курская - коренная, которые тоже прославились удивительными чудесами.
Было бы неправильно умолчать еще об одной чудодейственной иконе русской православной церкви - образе божьей матери "Смоленской".
"Смоленская" икона считалась всегда родовой иконой русских князей и являлась символом династической близости Руси и Константинополя. Предания говорят, что именно этим образом благословил свою дочь, греческую принцессу Анну, на брак с русским князем Владимиром ее отец - император Константин порфирородный. Прошли годы, и эта икона досталась, в качестве наследства, князю Владимиру Мономаху, который передал ее смоленскому успенскому собору в 1103 году. С тех пор за ней и закрепилось имя "Смоленской". С этим образом связывают спасение города Смоленска от орды хана Батыя. Молва говорит, что пресвятая богородица благословила и направила навстречу врагу воина Меркурия: "я буду с тобою, помогая рабу сына моего. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученичества, который прими от Христа". Воин выполнил наказ небесной заступницы - победил в схватке с сильнейшим монгольским воином, но был убит врагами. Накануне бородинского сражения, решившего судьбу России, чудотворные иконы иверскую, смоленскую и владимирскую обносили крестным ходом вокруг кремля. К сожалению, древняя икона, святыня русского народа, бесследно исчезла в 1926 году при проведении властями антирелигиозных мероприятий.
Через образ "Феодоровско - Костромской" богородицы небесные заступники являли Руси свое покровительство и заступничество. Икона родовой святыней царской семьи считалась. Обретение ее связываю с основателем русской царской династии Романовых - Михаилом Федоровичем (поэтому икона получила отчество Федоровна.
Так повелось с давних времен, что когда немецкие принцессы выходили замуж за русских князей и принимали православие, им давали отчество Федоровна.
С этой иконой связано чудо, произошедшее при нашествии татар. Когда враги подошли к городу Кострома, князь и жители горячо молились о спасении перед образом богородицы. В летописях сказано, что лик божьей матери на мгновение озарился ярким светом, который прошел как испепеляющий жар от солнца - противник в страхе бежал от стен города. С тех давних времен и по сей день, место, где стоял образ во время нападения татар, величается святым.
С тяжелейшими временами на Руси связан образ богоматери "Донская".
Согласно легендам, казаки нашли эту икону, плывущей по волнам великой русской реки - Дон. Поскольку казаки всегда считались умелыми воинами - образ стал полковым знаменем казацкого войска.
Накануне битвы русского воинства под предводительством Дмитрия донского с превосходящим по численности войском татаро - монгол, жители Дона поднесли ему свою святыню - икону божьей матери. Перед боем русичи богоматерь о помощи попросили. Битва была тяжелейшая - за сутки двести тысяч человек сложили свои головы на куликовом поле. Но в разгар сражения все увидели удивительное чудо - на стороне русских сражался солнечный полк под предводительством небесной воительницы. Татары в страхе, от увиденного, бежали с поля боя.
В 1591 году по воле царя Федора Иоанновича за помощь в победе над врагами (тогда на Русь одновременно напали крымские татары, которые шли на Москву и шведы, целью которых был Новгород) был построен донской монастырь, где до сих пор находится список с чудотворного образа богоматери "Донской". А сама икона храниться в третьяковской галерее и раз в год, накануне празднования, образ привозят в донской монастырь.
Икона огромную силу благодатного воздействия на человека имеет. Молясь образу, мы понимаем, что "Икона Таинственно Содержит в Себе Присутствие Того, Кого она Изображает, и это Присутствие тем Теснее, Благодатнее и Сильнее, чем Более Икона Соответствует Церковному Канону".
Русь на чудотворные образы богоматери богата. Всякий, обращающийся к ним за помощью, получает поддержку. Сегодня чудеса длятся еще. Заступничество божьей матери каждый молящийся чувствует и радуется этому. И только от нас самих зависит, насколько долго будут продолжаться эти небесные знамения и не будут ли у нас отняты чудеса в наказание за дела наши.