Российские ученые - ядерщики первыми в мире синтезировали самый легкий изотоп нобелия.

23.01.2023 в 08:52

Физики пределы стабильности материи проверяют.

Выдающегося результата добились в лаборатории ядерных реакций объединенного института ядерных исследований (оияи. Изотоп с массой 249 был получен в ходе экспериментов по исследованию свойств радиоактивного распада ядер нобелия и резерфордия. Работы проводились на циклотроне у - 400. Полученные результаты помогают ученым продвинуться в понимании свойств и пределов стабильности материи.

Нобелий - химический элемент под номером 102 в периодической системе Д. и. Менделеева. О его открытии в 1957 году заявили шведские ученые, они же предложили назвать элемент в честь Альфреда Нобеля. Но тогда данные об элементе не были подтверждены. В итоге нобелий впервые был получен в ходе экспериментов 1963-1967 годов на ускорителе оияи в Дубне. Этот элемент - один из самых тяжелых металлов. Он не существует в природе, его можно только синтезировать в лабораторных условиях.

Получить ядра нейтронодефицитного изотопа достаточно сложно: на высокоинтенсивных пучках циклотрона было зарегистрировано всего несколько десятков событий образования нобелия - 249. В процессе исследования также были обнаружены новые варианты распада и изомерные состояния резерфордия - 253.