04.06.2016 в 10:30
Содержание
  1. На Марсе есть облака. Природа загадочного гигантского облака на Марсе выяснилась.
  2. Есть ли облака на Марсе. Ученые наблюдают за странным облаком над поверхностью Марса
  3. Из чего состоят облака на Марсе. Вода на Марсе: облака и снегопад
  4. Есть ли вода на Марсе: открытия, сделанные учёными совсем недавно
  5. На Марсе есть воздух. Общие сведения
  6. Видео Вода, лёд, облака на Марсе. То, что не заретушировали.
  7. Можно ли дышать на Марсе. Могут ли люди жить на Марсе?

Ученые выяснили, откуда на красной планете загадочное гигантское облако. Это необычное явление поначалу исследователей в тупик поставило.

В 2012 году астроном - любитель увидел на марсе странное явление на высоте 250 км от его поверхности. Шлейф простирался над площадью в 500 тыс. Кв. Км. Для его появления потребовалось десять часов, а исчез он через десять суток
На Марсе есть облака. Природа загадочного гигантского облака на Марсе выяснилась.. Важно отметить, что необычное явление наблюдалось намного выше той области, где вода и углекислый газ могли бы способствовать формированию облаков.
Сейчас исследователи, представляющие миссию Mars Express, выяснили природу этого явления. Местом расположения шлейфа стала ионосфера: здесь газовая оболочка красной планеты контактирует с заряженными частицами, исходящими от нашего светила. Выяснилось, что странное гигантское облако появилось примерно тогда, когда можно было наблюдать выброс коронарной массы на солнце. Это изменило космическую погоду, что, в свою очередь, привело к кратковременному увеличению скорости утечки плазмы (с образованием шлейфа) из марсианской атмосферы.

На Марсе есть облака. Природа загадочного гигантского облака на Марсе выяснилась.В 2003 году EKA отправило к марсу межпланетную автоматическую станцию Mars Express, на борту которой был спускаемый аппарат Beagle 2. 25 декабря 2003 года он успешно сел на поверхность красной планеты. Миссия помогла ученым ответить на важные вопросы, касающиеся марсианской атмосферы.
За последние годы ученые довольно много узнали об атмосфере красной планеты. Этому, в частности, поспособствовал американский искусственный спутник Maven, запущенный в 2014 году. Используя полученные им данные, американские ученые предположили, что исчезновение большей части густой атмосферы на марсе связано с солнечными вспышками. Выяснилось, что солнечный ветер, "Обволакивая" на своем пути красную планету, каждую секунду "срывает" с нее и уносит в космос примерно 100 г газообразных веществ. Расчеты американских исследователей показали, что за несколько миллиардов лет солнечный ветер способен удалить массу газообразных веществ, которая эквивалентна сегодняшней марсианской атмосфере. Красная планета, по мнению, экспертов, лишилась большей части своей атмосферы примерно 3, 7 млрд лет назад.
А недавно другая команда ученых попыталась разгадать "Марсианскую" тайну, связанную с присутствием метана в атмосфере красной планеты. Как известно, на земле его основным источником являются живые организмы.

Уже более месяца космический аппарат Европейского космического агентства наблюдает за странным облаком, похожим на шлейф, расположившимся над поверхностью Красной планеты. Ученые говорят, что местоположение облака не меняется с 13 сентября – оно постоянно находится над вершиной горы Арсия (бывший вулкан), которая находится рядом с экватором планеты. Однако, как отмечают исследователи из ЕКА, это просто совпадение. Причиной образования облака не является вулканическая активность, поскольку по мнению планетологов, она прекратилась на Красной планете еще 50 миллионов лет назад. Тогда, что же это такое?

Сайт Европейского космического агентства сообщает, что тот же орбитальный космический зонд (речь идет о Mars Express), а также его предшественники уже отмечали наличие аналогичных облаков как минимум три раза. При этом облака появлялись над поверхностью в одно и то же время марсианского года. И вот это уже не совпадение, считают в ЕКА.

На этом составном изображении, кадры для которого были получены космическим аппаратом Mars Express, над марсианским геологическим образованием видно странное облако

Облако содержит водный лед, продолжает объяснять ЕКА, и по мнению ученых, образовалось в результате движения воздушных масс вдоль старого марсианского вулкана. Исследователи считают, что наблюдаемый объект является результатом орографической облачности — явления, связанного с преодолением воздушными массами возвышенностей горного рельефа, в результате которого образуются различные формы чечевицеобразных облаков. При пересечении воздушным потоком горного хребта с подветренной стороны формируются волны. В восходящих потоках образуются облака, а безоблачные промежутки формируются нисходящими потоками.

Данное изображение странного облака в видимом и инфракрасном спектрах (объект в нижнем левом углу снимка) было получено другим научным инструментом космического аппарата Mars Express 17 сентября

Данный снимок облака был получен 21 сентября

Ученые, следящие за облаком, отмечают, что оно увеличивается в утренние марсианские часы, сильнее растягиваясь вдоль экватора. Вполне возможно, что на размеры облака также влияет пыль, по-прежнему присутствующая в марсианской атмосфере и оставшаяся с прошедшего глобального марсианского пылевого шторма, из-за которого, к слову, вероятнее всего, погиб марсоход «Оппортьюнити» аэрокосмического агентства NASA. Согласно последней информации, люди, занимающиеся миссией этого марсохода, уже не питают надежд на его восстановление.

Обсудить выводы наблюдений за природными марсианскими явлениями можно в нашем Telegram-чате .

Из чего состоят облака на Марсе. Вода на Марсе: облака и снегопад

На днях была обнаружена вода на Марсе в виде снегопадов. Они происходят, по крайней мере в северном арктическом регионе, где Феникс (Phoenix) развернул свой посадочный лагерь в 2008 году. Научная команда Феникса смогла обнаружить снежные облака в марсианской атмосфере и их осадки, которые выпали на поверхность Марса ночью и превратились в воду в первой половине дня. Джеймс Уайтвэй (James Whiteway) и его коллеги говорят, что облака и осадки на Марсе играть важную роль в обмене воды между грунтом и атмосферой, и когда условия благоприятные для этого, то снег регулярно выпадает на Марсе.

«До Феникса мы не знали, выпадают ли осадки на Марсе», — заметил Уайтвэй. «Мы знали, что ледяная полярная шапка продвигается так же далеко на юг, как и участок Феникса в зимний период, но мы не знали, как водяной пар перешел из атмосферы в лед на грунте. Теперь нам известно, что это снег, и что он является частью гидрологического цикла на Марс».

Феникс совершил посадку на севере Арктического региона Марса (68,22 о с.ш., 234,25 ° в.д.) 25 мая 2008 года. Феникс работает уже в течение 5 месяцев и за это время наблюдал условия, при которых меняются времена года с летнего на зимнее, предоставляя группам ученных беспрецедентные данные меняющихся погодных условий Марса.

Научная команда использовала для обнаружения и измерения дальности инструмент, известный как ЛИДАР (LIDAR), который и отметил облака, похожие на перистые облака здесь, на Земле.

Из чего состоят облака на Марсе. Вода на Марсе: облака и снегопад

Осадки на Марсе

ЛИДАР испускает импульсы лазерного света в атмосферу, а затем фиксирует возвращающиеся данные от пыли и облаков. Исследователи заметили, что образуется достаточно ледяных кристаллов, чтобы выпасть в ночное время через атмосферу и перейти в жидкое состояние в первой половине дня. Водяной пар с поверхности, возвращаясь через атмосферу по средством турбулентности и конвекции, достигает высоты около двух с половиной миль (четыре километра) — перед тем как снова сформировать облака в ночное время.

Облака на Марсе - атмосферный источник воды

«Мороз как-то уже был зафиксирован, но снегопад стал весьма отрадным сюрпризом», — сказал Питер Смит (Peter Smith), главный исследователь проекта Феникс. «Летом там было много пыли в атмосфере. Но ближе к осени пыли стало меньше, и мы внезапно обнаружили облака льда, формирующиеся приблизительно на высоте 4 км от поверхности. Мы также обнаружили снег падающий из нижней части облака. Было очень интересно наблюдать за изменениями погоды днем. Никто никогда не имел такого опыта».

Используя ЛИДАР, команда может провести измерение атмосферной пыли в пограничном слое, то есть в самой нижней части атмосферы, которая напрямую зависит от контакта с поверхностью планеты.

Уайтвэй и его команда отмечают, что этот слой на Марсе является весьма интересным. «Водно-ледяные облака были обнаружены в верхней части данного слоя и вблизи поверхности каждую ночь в конце лета после начала понижения температуры воздуха».

Облака не формировались в течении 80 — 90 дней — количество дней с момента, когда Феникс совершил посадку на Марсе — когда температура воздуха была достаточно прохладной для конденсации водяного пара в атмосфере.

Есть ли вода на Марсе: открытия, сделанные учёными совсем недавно

Ученые уже несколько десятилетий пытались доказать существование воды на Марсе, но только недавно они обнаружили несколько аргументов в пользу того, что вода на Красной планете есть. Открытие полярных льдов стало одним из первых подтверждений наличия воды на планете, хотя и в замороженном виде.

А через несколько лет были найдены доказательства большего количества замерзшей воды под поверхностью (ближе к экватору) и даже жидкой соленой воды на поверхности планеты. В этом обзоре - интереснейшие факты по данной теме.

1. Первые предположения о воде на Марсе

Фотографии от Mariner 9.

Первые предположения о наличии воды на Марсе были высказаны после того, как в 1971 году появились фотографии, снятые Mariner 9 - первым космическим аппаратом, выведенным на орбиту другой планеты. На снимках были четко видны пересохшие речные русла и каньоны, поэтому ведущие ученые того времени задумались о том, есть ли вода на планете.

2. Овраги Марса

Первое свидетельство жидкой воды на Марсе.

В течение многих десятилетий ученые пытались подтвердить существование жидкой воды на Марсе. Прорыв произошел в 2000 году, когда внезапно на снимках Марса появились новые овраги, которые, вероятно, были сделаны жидкой водой, текущей по поверхности планеты.

3. На Марсе была жизнь

История марсианской воды.

Ученые, изучающие Марс, обнаружили, что миллиарды лет назад климат планеты был довольно теплым и влажным. А также поверхность Марса была частично покрыта реками и океанами.

4. Утерянная вода

Вода «сбежала» в космос.

Из-за тонкой атмосферы Марса, слабая сила тяжести этой планеты не смогла удержать всю воду на поверхности. По мере того как планета нагревалась и жидкая вода испарялась, все большее ее количество безвозвратно терялось в космосе.

5. Самое крупное наводнение в Солнечной системе

Тоже крупное, тоже наводнение…

Несмотря на отсутствие проточной воды на Марсе в настоящее время, ученые постулируют, что около 3,5 миллиарда лет назад именно на этой планете случилось крупнейшее наводнение, известное в Солнечной системе.

6. Вода в ловушке из льда

Шапка Северного полюса.

Огромное количество марсианской воды, как полагают, «заперто» в полярных ледяных шапках этой планеты. Летом шапки уменьшаются, поскольку замерзшая вода превращается из твердого состояния в газообразную форму, а в зимний период шапки увеличиваются до половины расстояния от полюсов до экватора.

7. Марс затопит

Глобальное потепление на Марсе.

Обширное глобальное потепление может превратить Марс в огромный бассейн.

Планета будет покрыта водой.

Если марсианские ледяные шапки толщиной в среднем 3 км растают, вся планета будет покрыта 5,6-метровым слоем воды.

8. Водяной лёд, пыль, твердый диоксид углерода

Состав ледяных шапок.

Марсианские ледяные шапки имеют довольно сложный состав. Ближе к «дну» они состоят из слоев водяного льда и пыли, а сверху из твердого диоксида углерода (сухой лед), который напоминает свежевыпавший снег.

9. Разгар ледникового периода

Жидкая вода «покинула » Марс.

В прошлом Марс переживал множество ледниковых периодов, которые фактически изменили количество воды, доступной для жизни. В настоящее время на Марсе царит разгар одного из этих ледниковых периодов, что делает невозможным существование жидкой воды до тех пор, пока планета не нагреется.

10. Замерзшее озеро

Свидетельства существования древнего озера.

Марсоход Curiosity нашел доказательства наличия неглубокого древнего озера на Марсе. Это озеро размером 50 х 5 км, по оценкам, существовало на поверхности планеты в течение десятков тысяч лет, а затем, возможно, замерзло.

11. Лед на экваторе

Вода заморожена не только в полярных шапках.

Ученые сегодня считают, что вода на Марсе может оказаться в ловушке из льда не только в полярных шапках, но и в других областях под поверхностью планеты. К примеру, к северу от экватора был найден огромный ледяной щит размером с Германию, Швецию и Японию, вместе взятые. Ледяной покров распространяется на глубину до 40 м.

12. Грязь на колесе

Неисправность привела к открытию.

После того, как одно из колес марсохода Spirit перестало функционировать, оно при передвижении аппарата прорыло целую колею в грунте. Этот сбой случайно привел к открытию убедительных доказательств существования воды на Марсе. Грязь, налипшая на колесо, оказалась богата кремнием, для образования которого необходима вода.

13. Марсоход нашел жидкие глобулы воды

Стационарный марсоход Phoenix.

В 2008 году стационарный марсоход Phoenix, изучающий марсианскую поверхность, выкопал части яркой субстанции, которая исчезла в течение четырех дней. Ученые пришли к выводу, что это вещество было жидкой водой, которая в итоге испарилась.

14. Снег из двуокиси углерода

Снег на Марсе.

Во время марсианской зимы 2006-2007 на Марсе падал снег, но это не совсем то, что привыкли видеть люди на Земле. вы могли бы думать. Это был снег из диоксида (двуокиси) углерода. Подобное событие было зафиксировано впервые в Солнечной системе. А в 2008 году марсоход Phoenix впервые зафиксировал вблизи марсианского северного полюса водно-ледяной снег (похожий на тот, что идет на Земле).

15. Холодная Красная планета

Негостеприимный Марс.

Несмотря на всю воду в ее многочисленных формах, которая была обнаружена за последние десятилетия на Марсе, температура на Красной планете все еще слишком низкая, а ее атмосфера слишком тонкая для возможности существования на поверхности жидкой воды.

На Марсе есть воздух. Общие сведения

У Марса есть своя атмосфера, но она составляет всего 1% от земной. Как и у Венеры, состоит преимущественно из углекислого газа, но опять же, намного тоньше. Относительно плотный слой составляет 100 км (для сравнения у Земли  500 — 1000 км по разным оценкам). Из-за этого отсутствует защита от солнечной радиации, а температурный режим практически не регулируется. Воздуха на Марсе в привычном нам понимании нет.

Учёные установили точный состав:

• Двуокись углерода — 96%.
    • Аргон — 2,1%.
    • Азот — 1,9%.

Содержание опасного для жизни углекислого газа в 23 раза больше, чем на Земле. Однако в небольшом количестве имеется водяной пар. Долгое время учёные задавались вопросом, есть ли кислород на Марсе. Сейчас известно, что его концентрация минимальна в виде примесей.

В 2003 году обнаружен метан. Открытие подстегнуло интерес к Красной планете, многие страны запустили программы исследования, которые привели к разговорам о полётах и колонизации.

Из-за маленькой плотности температурный режим не регулируется, поэтому перепады составляют в среднем 1000С. В дневное время устанавливаются достаточно комфортные условия +300С, а ночью температура поверхности падает до -800С. Давление составляет 0,6 кПа (1/110 от земного показателя). На нашей планете подобные условия встречаются на высоте 35 км. Это главная опасность для человека без защиты — его убьёт не температура или газы, а давление.

У поверхности постоянно присутствует пыль. Из-за маленькой силы тяжести облака поднимаются до 50 км. Сильные перепады температуры приводят к появлению ветров с порывами до 100 м/с, поэтому пылевые бури на Марсе обычное дело. Серьезной угрозы они не представляют из-за маленькой концентрации частиц в воздушных массах.

Видео Вода, лёд, облака на Марсе. То, что не заретушировали.

Можно ли дышать на Марсе. Могут ли люди жить на Марсе?

В теории, жизнь за пределами Земли возможна, однако выживанию на Марсе препятствуют суровые условия на нем. Вот краткий список того, что стоит на пути создания первого поселения на Марсе:

• Низкая сила тяжести , составляющая треть от земной. Пусть она и кажется достаточно безобидным свойством, но на деле может оказаться источником проблем, которые тяжело спрогнозировать сейчас. Землянам будет трудно адаптироваться к такому слабому притяжению, а его влияние на организм землянина непредсказуемо. К тому же, в перспективе поколений, рожденные вне Земли люди будут отличаться от ее жителей – и виной тому низкая гравитация. Впрочем, отличия не сделают марсиан неузнаваемыми, так как их генетика останется прежней.
    • Другое препятствие, которая на слуху у всех – высокая радиация на Марсе . Человечество уже имеет технологии для защиты от излучения, но для колонизации соседнего мира потребуется куда более мощное оборудование. Его постройка и транспортировка сильно задержат подготовку марсианской миссии, а люди на поверхности будут вынуждены не расставаться с защитной техникой, чтобы не подвергнуться воздействию радиационного фона.
    • Марсианская атмосфера в сотню раз тоньше земной, состоит на 95 процентов из углекислого газа и лишь на 0.15% из кислорода. Помимо этого, на планете изменчивый климат, а средняя температура составляет –63 градуса Цельсия.
    • Пыль и пылевые бури опасны как для будущих переселенцев, так и для их оборудования. Тем, кто сможет жить там, по прибытии придется составлять прогнозы бурь, строить укрытия и искать способы защиты аппаратуры.
    • Наконец, отсутствие воды в жидкой форме будет непростым фактором для жителей планеты, на которой океаны занимают 70% от площади.