Подгорецкий замок: история и мистика.
Ezomir.
B Украине много средневековых замков - немых свидетелей кровопролитных войн князей киевской Руси, а немного позже - магнатов речи посполитой. Туристы привыкли удивляться неприступности этих замков: бойницы и широкие крепостные стены, рвы и прочие оборонные укрепления - все это дань необходимости той далекой эпохи ратных подвигов, что канула в небытие
. Но среди этих укрепленных фортеций, неприступных крепостей много ли таких, которые могут похвастаться не только крепкими стенами и высокими валами, но и красотой и изяществом башен и лестниц, невероятной элегантностью архитектуры, удивительно эстетикой внешнего облика? Таких замков не много, и подгорецкий замок - в их числе.
Подгорецкий замок, входящий наряду с олеським и золочевским замком в популярнейший среди туристов, проводящих свой отдых во Львове, маршрут "Золотая Подкова Львовщины", считается настоящей жемчужиной европейской архитектуры.
Вы наверное помните, что именно в подгорецком замке состоялись съемки легендарного фильма всех времен и народов "Д'Артаньян и три Мушкетера". По фильму, подгорецкий замок сделали лувром. На этой террасе под звуки марлезонского балета мушкетеры шпагами расчищали себе дорогу в лувр к королеве, и именно сюда спешил Д'артаньян, чтобы успеть вернуть роковые бриллиантовые подвески.
Этот замок не просто так звание "Украинского Версаля получил". Его называют самым красивым замком, представляющим "Золотую Подкову Львовщины". Он представляет собой яркий пример сочетания дворцовой и оборонной архитектуры дворянства.
Отсчет своей истории подгорецкий замок начал в 1440 году после получения привилегий Иваном подгорецким от польского короля Владислава Ягайло III на земли близ плеснеского городища, которые в скором времени были укреплены замком на одном из отрогов подольской возвышенности, получившим имя своего хозяина.
Следующим поворотным моментом становится переход подгорецкого замка в 1633 году вместе другими обширными владениями на территории нынешней Украины в руки великого гетмана коронного (главнокомандующего) речи посполитой, начальствующего в тот момент над базирующимися в этих краях войсками, Станислава конецпольского.
Спустя два года новый владелец, вдохновленный удачным месторасположением замка, начинает сооружение нового дворца. Над его проектом работали сразу два архитектора: Гийом левассер де боплан создавал оборонные укрепления, Андреа дель аква - спроектировал двухэтажный дворец с павильонами и башнями - образец архитектуры барокко и позднего ренессанса. Замок возведен в форме квадрата, въезд в него осуществлялся через огромную арку, с трех сторон замок обнесен рвом, четвертая сторона его украшена террасой с балюстрадами и скульптурами. Но, как того требовало неспокойное военное время, её также можно было приспособить к возможной обороне замка.
После окончания четырехлетнего периода строительства (1635 - 1640), миру предстал дворец, достойный принимать коронованных особ - миссия, с которой он достойно справляется до наступления смутных времен на землях речи посполитой: народное восстание крестьян (1651), польско - турецкие войны (1666 - 1699), нападение татар (1688), оставивших после себя значительные разрушения. В этот период замок с прилегающими землями переходи в качестве наследства сначала в собственность сына коронного гетмана Александра, а потом внука Станислава, который, будучи бездетным, являлся последним представителем рода.
После угасания рода конецпольских, подгорцы оказываются во владении семьи польского короля Яна ІІІ собеского: сначала от конецпольских поместье наследует Якуб Людвик, а затем его младший брат Константин Владислава.
Однако подгорецкий замок вновь быстро меняет хозяина - Константин Владислав в 1720 году уступает его станилаву Матеушу ржевускому, а спустя еще восемь лет он переходит по наследству его сыну Вацлаву, с именем которого связан второй этап расцвета замка.
Именно он придал зданию его современный облик, превратив замок из крепости в уютное жилище, посадил итальянский парк, построил в замке солнечные часы и организовал типографию.
Вацлав жевуский начинает масштабную реконструкцию замкового комплекса, при этом превращая двухэтажное здание в величественный трехэтажный дворец. Преобразилось и внутреннее убранство замка. Он наполнился старинной мебелью, ценными вещами из олеського замка, огромной коллекцией ценных картин (в том числе более 70 картин - портретов выдающихся государственных деятелей), книг и старинного оружия.
Он превратил замок в настоящий музей, где хранились личные вещи короля Яна III собеского и трофеи, добытые в битвах Вацлавом и Северином жевускими, в т. ч. добытый в битве под веной шатер турецкого визиря кары - Мустафы.
Слава дворца гремела по всей Европе, передавая из уст в уста описания китайского, золотого, мозаичного, рыцарского и других залов и кабинетов, с шиком отделанных позолоченных лестничных пролетов и потолков.
Здесь можно было полюбоваться уникальной огромной библиотекой, архивом и арсеналом. Владелец замка часто принимал гостей, его посещали европейские вельможи и монархи, тут устраивались шикарные приемы и парады, был организован театр с оркестром. В такие вечера в чашах перед дворцом поджигались нефтяные фонтанчики, что позволяло освещать пространство перед дворцом, а многочисленных гостей радовали роскошные фейерверки.
Для многочисленной челяди и гостей, рядом с замком был устроен заезжий двор (корчма), сохранившийся до сих пор.
Среди тех, кто останавливался там - Оноре де Бальзак (его возлюбленная Эвелина ганская была урожденная жевуская (или, на польский манер, ржевусская. В 1773 году в подгорцах родился отец всемирно известного польского поэта Юлиуша словацкого - Эузебиуш. Его отец (и дед поэта) был администратором подгорецкого замка у жевуских.
Спустя четверть века после генеральной реконструкции 1728 года напротив въездной арки было начато сооружение призамкового костела св. Иосифа, задуманного в качестве усыпальницы хозяина подгорцев.
Связующим звеном между замком и костелом стала трехсотметровая липовая аллея, по бокам на высоких колонах установлены скульптуры св. Иосифа и богоматери с маленьким Иисусом на руках.
Но поскольку меценатство тогда, равно как и сейчас, было занятием неприбыльным, после смерти Вацлава ржевуского замок, за долги своего хозяина, был выставлен на аукцион, где его купил Северин ржевуский - сын предыдущего владельца. Именно эта личность является самой интересной из всех последующих хозяев замка.
Среди современников Северин ржевуский славился как колдун, кладоискатель и алхимик. Одни лишь стены древнего замка знают о том, какие мрачные эксперименты в своих лабораториях ставил Северин. А среди местного населения и поныне ходят различные легенды, связанные с его именем. Однако, скорее всего, этот наводящий страх на всю округу человек был всего лишь обыкновенным юношей, увлекающимся химией и кладоискателем. В поисках золота Северин перерыл все окрестности замка, полностью запустив хозяйство.
Не удивительно, что уже через несколько лет у него закончились деньги, и ему пришлось продать замок. С новыми владельцами для замка настали не самые лучшие времена, ведь он начал переходить из одних рук в другие. И само собой, быстро сменяющим друг друга хозяевам, было не до реконструкции замка.
Следующий владелец подгорeцкого замка, Вацлав жевуский, внук Северина (названный в честь деда - реконструктора замка), тоже был личностью неординарной. Знаменитый путешественник и ориенталист, три года провел он на ближнем Востоке, среди бедуинов, которые удостоили его титула тадж эль - фахр, что значит "Увенчанный Славой". За это время он успел поучаствовать и в археологических раскопках, и в народном восстании, и в открытие школ и больниц. По одной из легенд, он даже сумел побывать в Мекке, притворившись мусульманином, что быто христианам запрещено под угрозой сметной казни. Свои впечатления от путешествия Вацлав жевуский изложил в иллюстрированных мемуарах и книге "Путешествие в Пальмиру". Вернувшись в Польшу, он открыл первый в Европе институт ориентальных исследований. Еще одним увлечение, вывезенным с Востока для жевуского стали арабские скакуны, которых он держал целый табун. Ухаживать за конями ему помогали казаки, у которых он снискал большую популярность и которые прозвали его "Атаман Ревуха". В 1831 году, во время польского восстания, после битвы под Дашковым Вацлав жевуский бесследно исчез, что породило немало легенд о его дальнейшей судьбе.
В 1833 году в замок переезжает лев жевуский, он восстанавливает разрушившийся за годы отсутствия предыдущего хозяина дома, замок, приводит его в порядок. Но лев жевуский был бездетным, поэтому он принимает решение передать замок князю Евстахию сангушке с условиям, что тот отреставрирует замок. Условие сангушки соблюли и до 1939 года в замке действовал частный музей князей сангушко, известный на всю Европу. Среди экспонатов музея были 39 панцирей крылатых гусар и 65 знаменитых гусарских пик. Вся эта экипировка относилась к Xviii веку и принадлежала гусарам из роты гетмана жевуского.
Однако во время первой мировой войны (1914 - 1918) наследник роман Владислав (1901 - 1984) эвакуирует часть дворцовой коллекции в Румынию, откуда она уже не возвращается, становясь основой ко лекции музея в Сан-паулу.
С присоединением в 1940 году к Ссср (1922 - 1991) территорий западной Украины, замок в подгорцах передается львовскому историческому музею.
Дальнейшие коррективы в судьбу дворца внесла вторая мировая война (1939 - 1945), во время которой часть замковой террасы была взорвана, коллекция разграблена, интерьеры значительно повреждены, а помещения использовались в качестве лазарета. Лишь благодаря Борису Григорьевичу возницкому (1929 - 2012), директору музея, сразу по окончании военных действий спасти часть экспонатов, пополнивших экспозиции и запасники музеев львовщины.
Окончание войны не привнесло в судьбу подгорецка значительных изменений - советская власть продолжила использовать его помещения в качестве медицинского учреждения (костно - турбекулезный диспансер, госпиталь инвалидов, туберкулезный санаторий …), а тем временем бесценные исторические раритеты исчезали и уничтожались. Наглядным примером тому служит использование призамкового костела в качестве гаража.
Окончательному уничтожению внутреннего убранства жемчужины подолья поспособствовал пожар 1956 года, который за несколько дней уничтожил остатки интерьеров и мебели.
Наконец после длительного перерыва в 1997 году подгорецкий замок вновь оказался в ведении министерства культуры - теперь это филиал львовской галереи искусств стараниями все того же Бориса Григорьевича возницкого, который не оставил на произвол этот прекрасный памятник архитектуры и создал фонд возрождения подгорецкого дворца, силами которого сейчас ведутся реставрационные работы. А призамковый костел св. Иосифа был передан Греко - католической епархии и в нем также проходит реставрация.
В 2008 году подгорецкий замок включили в список 100 памятников мира, которые нуждаются в немедленной реставрации. Этот перечень составляют и пополняют работники всемирного фонда памятников. Это должно было облегчить получение замком средств на реставрацию, однако никто не знает, когда она будет завершена.
Первоначальный проект замка, воплощенный в жизнь дель аква и бопланом на холме над равнинным участком малого полесья по проекту "Дворец в Крепости" в стиле ренессанса из камня и кирпича, включал в себя двухэтажный дворец с трехэтажными центральной частью и боковыми павильонами в центре четырехугольного двора, окруженного оборонительными стенами и рвом с трех сторон, а с севера - итальянским парком. Западное крыло предназначалось для общественных мероприятий, восточное - личные покои хозяев. Внешние пространство замкового двора украшали фонтаны и скульптуры, оранжереи и зверинец, а для снабжения замка водой был устроен 38 - метровый колодец.
Во время реконструкции 1728 года дворец приобретать свой нынешний вид: достраивается третий этаж, купола боковых павильонов украшаются скульптурами медных атлантов, один из которых удерживает землю, а другой - вселенную на своих плечах, ликвидируются ров и подъемным мостом, а прочие фортификационные сооружения украшаются лепниной и памятными знаками.
До наших дней сохранились все архитектурные объекты, но, к сожалению, внутреннее убранство дворца утрачено безвозвратно.
Замок не только красив, но и овеян неким мистическом ореолом. Известно очень много самых разнообразных легенд и историй о бывших владельцах или жителях замка. Местные жители любят рассказывать туристам истории в неясном сумеречном свете, подкрепляя свои рассказы кровавыми подробностями и необъяснимыми с научной точки зрения фактами.
Один из таких рассказов - легенда о белой пани.
Легенда гласит, что в стенах подгорецкого замка однажды произошла страшная трагедия. Один из владельцев замка умертвил свою молодую жену. И не просто убил, а живьем замуровал в сену. С тех пор и бродит печальный призрак невинной жертвы, не может обрести покоя.
В одной из комнат подземелья подгорецкого замка посетителей ждет сюрприз - встреча с призраком белой пани. Старая кладка стен, плавно переходящая в сводчатые потолки, небольшие, но довольно массивные на вид арочные двери, весь этот дух алхимии и мистики, витающий в холодном воздухе подземелья, специфический музыкальный фон, обволакивающий туман, порождаемый повышенной влажностью - все это способствует созданию именно той, нужной атмосферы.
Таким образом, если вы любите таинственные истории и легенды - вам стоит посетить этот дворец - привидения подгорецкого замка преподнесут вам немало сюрпризов.
Что ж, самое время рассказать о настоящем привидении. Так вот. В старых архивах можно найти вполне реальные упоминания о кажущихся неправдоподобными вещах. Замковая челядь да и тогдашние жители подгорцев утверждали, что были свидетелями необычных явлений, происходящих в замке. Шепот и шелест, звуки шагов, гаснущие ни того ни с сего свечи, открывающиеся двери и перемещение предметов.
Не говоря уже о самом призраке, который видели не только в замке, но и за его приделами, . например, в парке. Одним словом, чертовщина какая-то.
Самое интересное, что с тех пор в этом смысле мало что изменилось, очень интригующие свидетельства очевидцев, среди которых, кстати, были и скептики.
Одно дело - случайные свидетели, и совсем другое - когда за дело берутся профессионалы. Как говорится "пропустите экспертов! "В Марте 2010 все 20 Участников Украинского Проекта"битва экстрасенсов" прочувствовали наличие в замке паранормальной активности.
Так же, в свое время, в течение нескольких дней в замке работала американская группа исследователей "Ghost Hunters International" и зафиксировала "сенсорные феномены, которые не поддаются объяснению". Эти охотники так же подошли с душой.
И с соответствующей аппаратурой, что важно предлагаю вашему вниманию видео. Мы смотрим, кому интересно:
Поскольку видео на английском, требуется небольшое пояснение. Посетители рассказывают, что видели белую пани. Когда Сюзан искала ее, то услышала как кто-то прошептал нечто похожее на "Ой", а потом что-то коснулось ее лица. Брит и Джо, обследуя часовню, где появлялась белая пани, попали под влияние странного электростатического поля. На сеансе электронного голосового феномена исследователи получили сигнальный стук в ответ. Тогда они попросили второй и снова получили ответ! Пол и Крис представляют свои результаты доктору сусак, которая объяснила, что "Ой" по-украински - это возглас, который передает удивление. Охотники показывают снимки, сделанные, когда Сюзан переживала эти жуткие моменты, и как камера засекла массивную тень, что нависала у лица исследовательницы. Далее доктор сусак узнает о громком стуке, записанном Джо, а еще слушает неразборчивый разговор, также странным образом уловленный устройством для записи. Бесспорно, установлена паранормальная активность в подгорецком замке, и доктор понимает, что духи готовы идти на контакт.