По следам ноева ковчега.
Ezomir.
Принято считать, что рассказ библии о всемирном потопе отражает некое великое стихийное бедствие, произошедшее на территории месопотамии. Представление об этом наводнении как глобальной катастрофе всепланетного масштаба - не более чем гипербола. Дескать, понятно, что для жителей этого региона месопотамия и была "Всем Миром". Воспоминания о катаклизме вошли в "Эпос о Гильгамеше", который якобы стал прототипом библейского текста.
Универсальный миф.
Однако достаточно заглянуть в мифы и предания различных народов, чтобы убедиться в том, что это не так. Еще Дж. Фрезер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете" (1918 год) показал, что мифы о потопе имеются у народов не только ближнего Востока, но и Европы, центральной и юго-восточной Азии, полинезии, а также у индейцев Америки.
Все они строятся на основе одного и того же сюжета: бог (или боги) решают уничтожить человечество за его грехи, но при этом предупреждает (предупреждают) одну человеческую семью праведника о грядущем бедствии, и та спасается в сделанном "по Указанию Свыше" корабле или, если угодно, ковчеге.
Во времена фрезера было известно около 100 таких сказаний, сегодня это число превысило 150, а их география поистине охватывает весь мир.
Сам универсальный характер этого мифа, встречающейся у различных народов, разделенных десятками тысяч километров, невольно свидетельствует о том, что речь идет о некоем событии планетарного масштаба, сохранившемся в исторической памяти человечества.
Потоп все следы смывает.
Все это невольно заставляло ученых выдвигать версии о том, какие природные катаклизмы стоят за данными мифами. В 1920-х годах сразу двум археологам - Леонарду вулли и Стефану лангдону вроде бы удалось найти неоспоримые доказательства правдивости библейского рассказа. В ходе открытия в 1929 году библейского ура вулли обнаружил два древних культурных слоя, разделенных между собой полосой ила глубиной в 2, 4 м. никакого иного объяснения, кроме того, что ил был нанесен во время потопа, казалось, нет.
Но еще за несколько месяцев до вулли лангдон обнаружил слой ила толщиной 1, 5 метра между культурными слоями при раскопках древнего киша. При раскопках древней ниневии был обнаружен слой ила толщиной в 12 метров.
Однако при датировке слоев, раскопанных вулли и лангдоном, выяснилось, что речь идет о двух разных стихийных бедствиях, произошедших, соответственно, приблизительно в 3500 и 3000 годах до нашей эры. Таким образом, стало ясно, что на самом деле локальные потопы, во время которых крыши самых высоких домов оказывались на глубине нескольких метров под водой, в междуречье происходили довольно часто.
Увы, все эти Находки не удовлетворили теологов. Хотя бы потому, что библейская хронология однозначно относит всемирный потоп к 2104 году до нашей эры. Вдобавок, согласно библии, уровень воды во время потопа поднялся на 15 локтей, то есть на 7, 5 метра выше самых высоких гор. Слой ила высотой в 2, 4 метра с этой точки зрения явно маловат.
В результате современные теологи выдвинули версию, согласно которой после библейского всемирного потопа вообще не должно было остаться каких-либо следов существования человечества, поскольку, как мы уже говорили, он не был обычным наводнением, приносящим с собой ил и сопутствующие ему породы. Так как библия говорит о том, что "Разверзлись все Источники Великой Бездны и Окна Небесные", то речь, видимо, идет о том, что проливные дожди в дни потопа сопровождались вулканическими извержениями, сильными землетрясениями, поднимавшими температуру воды. Любопытно, что индейские предания перекликаются с библейскими в том, что воды потопа были горячими - индейцы утверждают, что вода в океане в эти дни превратилась в кипяток.
Все это невольно порождает вопрос: что же представлял собой ноев ковчег и каким образом в него вместились "все животные от всякой плоти по паре … из птиц по роду их, и из скотов по роду их и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре …"?
Ковчег глазами инженера.
Согласно библии, указания о строительстве ковчега ной получил от самого всевышнего: "сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи, и сделай его так: длина ковчега 300 локтей, ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай сбоку него, устрой в нем нижнее, второе и третье жилье …".
И сразу возникают вопросы. Прежде всего, что такое "Дерево Гофер", из которого ной строил ковчег? Нигде больше в Библии это дерево не встречается. А библейские предания говорят, что оно росло исключительно в тех местах, где жил ной. Ряд ученых предполагает, что речь идет о разновидности кедра, но это - не более чем ничем не подтверждаемая гипотеза.
Но пойдем дальше. Итак, размеры ковчега указаны предельно ясно, и если считать локоть за 50 сантиметров, то его длина составляла 150, ширина - 25, а высота - 15 метров, то есть внешне ковчег напоминал два построенных рядом типовых пятиэтажных дома. Лишь в том случае, если принять точку зрения, по которой библейский локоть был равен 70 сантиметрам, то размеры оказываются еще внушительнее - 210x35x21 метр. Таким образом, это было поистине грандиозное сооружение для той эпохи, а ведь, согласно библейским источникам, в его строительстве принимали участие лишь сам ной и его сыновья.
"Нижнее, Второе и Третье Жилье" - это, понятно, этажи, или ярусы ковчега. Третий, верхний этаж, согласно библейским легендам, предназначался для ноя и его семьи, а также для запасов пищи; второй - для птиц, зверей и прочих земных тварей, а в первый, нижний сбрасывались отходы. Второй этаж был разбит на отделения - клетки, в каждой из которых размещались животные того или иного вида. Видимо, на этом же этаже и размещался в ход в ковчег, к которому вел широкий пандус.
Но если кто-то подумал, что ноев ковчег внешне представлял собой параллелепипед, то он ошибся. В тексте ясно сказано: "в Локоть Сведи его Вверху". Объясняя эти слова, великий средневековый комментатор библии Раши писал, что по своей форме ковчег напоминал … усеченную пирамиду. Площадь ее нижнего основания была и в самом деле 300 на 50 локтей (150x25 метров), а площадь верхнего в соответствии с пропорциями - 1 локоть на 1/6 локтя (50x8, 33 сантиметра. Именно такая форма, добавляет Раши, и помогала воде спокойно стекать со стен пирамиды. Освещался ковчег, согласно библии, с помощью окна, проделанного сверху (через него ной и выпустил сначала ворона, а потом и голубя, чтобы выяснить, спала ли вода. Однако не исключено, что таких "Верхних" окон на самом деле было множество.
Могло ли такое сооружение сохранять устойчивость на воде? Инженеры, занимавшиеся созданием различных моделей ноева ковчега, отвечают на этот вопрос однозначно: безусловно, да! Правда, добавляют они, при условии, что ковчег был равномерно нагружен.
Кстати, сколько именно этажей было в ноевом ковчеге, тоже доподлинно неизвестно - возможно, куда больше трех. Но в любом случае это никак не объясняет, как в ковчег могли поместиться все представители земной фауны и образцы ее флоры, да еще и провести там полный солнечный год. Хотя разгадка этого феномена, возможно, лежит на поверхности ….
Еще одна тайна пирамид.
Библейские легенды довольно подробно описывают жизнь ноя, его жены и трех сыновей с невестками внутри ковчега. Так как одна часть находившихся в ковчеге животных вела дневной, а другая ночной образ жизни, то, чтобы вовремя накормить их, семье ноя приходилось весь год обходиться почти без сна, но странное дело - они при этом почти не чувствовали усталости.
Однажды, согласно одному из таких преданий, ной запоздал с кормлением Льва. Зверь впал в ярость и поранил ною ногу так, что он уже до конца жизни оставался хромым. Но в целом на протяжении жизни в ковчеге даже хищники утратили обычную агрессивность и прекрасно уживались с травоядными.
Наконец, пища в ковчеге не портилась, а все саженцы и семена растений оставались свежими. Видимо, объяснение этим чудесам следует искать в самой форме ковчега.
Многочисленные эксперименты по помещению людей, животных и растений в пространство пирамидальной формы подтверждают, что внутри пирамиды время течет "Как-то по Другому", человеку начинает требоваться намного меньше часов для сна. При этом он чувствует необычайную бодрость, ясность мышления и находится в уравновешенном настроении. Зерна растений, помещенные в пирамиду, и в самом деле способны храниться необычайно долго без других особых условий.
Правда, во всех этих исследованиях речь шла о правильных пирамидах. Но кто сказал, что эти же законы не действуют и внутри "Неправильных" пирамид?
Наконец, мистики утверждают, что ноев ковчег внутри был … значительно больше, чем снаружи. Это - де и помогло ною поместить в него огромное число видов животных.
Верить этому или нет - дело читателя, но отметим, что, согласно библейским источникам, подобные "Игры с Пространством" наблюдались лишь в еще одном уникальном сооружении древности - первом иерусалимском храме.
Наконец, стоит вспомнить и еще одно утверждение мистиков - о том, что во время всемирного потопа ноев ковчег вообще был выведен "за Пределы Земли". Понимать это, разумеется, опять-таки можно по-разному. Можно предположить, что ковчег был перенесен в некие параллельные миры, о которых говорит каббалистическая книга Зоар. А можно вслед за уфологами выдвинуть версию о том, что ноев ковчег на самом деле был многоступенчатой ракетой и общий предок современного человечества попросту переждал глобальную катастрофу в космосе.
Словом, загадок, связанных со всемирным потопом и новым ковчегом, остается немало, а значит, существует и огромный простор для версий, дающих им объяснение. (С) Петр люкимсон.