Параллельные миры тольтеков.
В музее антропологии в Мексике есть надпись, которая гласит: "веру в будущее народы найдут в величии своего прошлого. Пусть проходят цивилизации, но люди всегда будут помнить тех, кто жил прежде и кто создал мир, в котором мы живем". Древние тольтеки утверждали, что мир, который мы считаем единственным и незыблемо абсолютным, является лишь одним из множества параллельно существующих миров, наподобие того, как располагаются слои в луковице
. Они убеждены, что все эти сферы иного бытия так же реальны, уникальны и абсолютны, как и наш мир. И мы обладаем способностью проникать в них, хотя энергетически ограничены возможностью воспринимать только наш мир.
Что же это за народ, у которого были такие удивительные воззрения? Откуда он и откуда у него такие знания пришел? Начиналось все так. В начале X века н. э. на месоамериканском нагорье появляется "во Плоти и Крови" первая историческая личность, которую можно идентифицировать и существование которой бесспорно. Имя этого человека - мишкоатль. Он стоял во главе полчищ, следовавших, вероятно, из халиско или из южной части сакатекаса. Позже их назовут тольтеками, и хотя их предыстория остается для нас тайной, она изложена в форме предания в тексте тольтекского происхождения, известного под названием "Легенда Солнц".
Много событий произошло после прихода полчищ мишкоатля, в результате чего пал теотиуакан, священный город, построенный предками ацтеков в начале I тысячелетия н. э. (название города в переводе означает "Место, где Люди Общаются с Богами". ) В древних индейских текстах говорится об этом следующее: "вначале они пришли в место, называемое толланцинко (тулансинго, штат идальго, Мексика. - О. б. ), затем направились через шикотитлан - место, называемое также Тула (толлан. Тольтеки пользовались постоянным преимуществом и, наконец, приблизились к чичимекской земле. Уже трудно вспомнить, сколько времени они шли пешком. Они пришли из глубины равнин, что между скалами. Там увидели они семь пещер и построили в них свои храмы, место для молитв. И эти тольтеки всегда впереди шли".
Тольтеки образовали государство, которое простиралось, как полагают ученые, от берегов мексиканского залива на Востоке до берегов тихого океана на Западе. Разные источники называют разные города, с которыми толлан был в союзе или которые зависели от него. В одном из них перечислены двадцать городов, которые были его "Ногами и Руками" - выражаясь языком документа. Разные источники называют разных правителей толлана. В частности, один из них, митл (или тлакомихуа), седьмой по счету в одном из списков, оставил по себе память тем, что построил храм богини воды, которая была представлена в образе огромной лягушки из зеленого жадеита. Наибольшую известность среди народов Мексики приобрел внук митла, се акатль топильцин кецалькоатль, что означает первый тростник (по дате рождения) наш принц пернатый змей (по имени почитавшегося бога. Некоторое время он был правителем кулуакана, затем обосновался в толлане.
Разные исследователи, пользуясь разными методами соотнесения индейского и европейского календарей, пришли к выводу, что начало его правления могло быть в промежутке между 843 и 947 годами н. э. кецалькоатль был правителем и первосвященником. При нем, согласно преданиям, толлан достиг наивысшего расцвета. В храме кецалькоатля будто бы было четыре помещения. В одном из них стены были отделаны золотыми пластинками, оно выходило на Восток. Другое было отделано бирюзовой или изумрудной мозаикой и выходило на Запад. Третье, стены которого были искусно выложены из морских раковин и отделаны серебром, смотрело на юг. Четвертое было украшено красными камнями, раковинами и яшмой и обращено оно было к северу. В другом храме, убранном перьями, тоже было четыре комнаты, смотревших в разные стороны света: с желтыми перьями - на Восток, с голубыми - на Запад, с белыми - на юг, с красными - на север.
Согласно другому тексту, у кецалькоатля "Было в Изобилии Кукурузы, Кукурузные Початки Были Столь Велики, что их Можно Было Переносить , внимание, Только в Охапку", при этом маленькие початки в пищу не шли, ими топили бани. Там будто бы рос хлопок самых разнообразных цветов, а тыквы едва было можно охватить руками. При перечислении богатств кецалькоатля на первое место поставлены перья, затем названы золото, серебро, изумруды и какао (тоже почему-то разноцветное. Ему приписывали открытие питья, приводящего в экстаз и вызывающего блаженство, а также шоколадного напитка. Судя по некоторым индейским преданиям, в правление топильцина кецалькоатля среди тольтеков имел место раскол на религиозной почве - будто бы кецалькоатль был против человеческих жертвоприношений, которые были свойственны тольтекам. За старые традиции вступились тольтекские боги, главным из которых был тескатлипока, бог ночи, и хитростями вынудили того отказаться от власти и уйти из толлана. Кецалькоатль со всеми своими людьми ушел. По одному из преданий, он бросился в костер и превратился в утреннюю звезду, Венеру. Другое говорит, что, придя на побережье нынешнего мексиканского залива, он построил плот из змей и отправился в страну мудрости, предположительно на полуострове юкатан (современная Мексика. Согласно еще одной версии, топильцин кецалькоатль умер в толлан колуакане в 935 году.
После кетцалькоатля в толлане было еще несколько правителей, последним из которых был человек, также носивший имя кецалькоатля; он находился у власти до 1116 года, когда толлан был разрушен. Как подтверждается предыдущим текстом, тольтеки основали толлан, поселились там после гибели теотиуакана и стали продолжателями великих традиций культуры науатль, которая наверняка зародилась в теотиуакане. Сомнения, возникшие относительно этих двух городов, вызванные главным образом индейскими и европейскими источниками, написанными после конкисты, и существующие в какой-то мере до настоящего времени, могут, пожалуй, быть развеяны.
Тольтеки на одном из языков науа говорили. Термин "Тольтекатль" означает на языке науатль "художник", а тольтекайотль - "тольтекский дух" или единение искусств и художников. В тольтекайотле жил "Тлакуило", или "художник", владевший "черной и красной землей", "сукичиуки", или "гончар", "учивший глину обманывать", амантекатль, или творец художественных изделий, а также другие ремесленники, строители, скульпторы и т. д., то есть все те, как говорится в тексте "тлайолтеуиани", "кто вкладывал свою обожествленную душу в свои произведения". Восхищаясь величием и художественными ценностями теотиуакана, многие ученые считали его столицей тольтеков. Однако уже после начала систематических археологических раскопок толлана - шикотитлана (Мексика, штат идальго) стало ясно, что именно этот город был столицей тольтеков. Эти данные и породили путаницу.
Как случилось, что небольшой и бедный по сравнению с теотиуаканом город положил начало тольтекайотлю, удивительному миру искусств? Ответ можно в обычной игре слов и понятий найти. Будучи полудикарями во время падения теотиуакана, толланские тольтеки унаследовали остатки необычайно богатой теотиуаканской культуры. Таким образом, фактически теотиуакан и является подлинной столицей тольтекайотля, единения искусств и художников, которые по праву носили имя тольтеков, т. е. "Людей Искусства". Хотя во многом жители толлана и не смогли превзойти своих теотиуаканских учителей, все же они были великими людьми искусства и имеют полное право называться тольтеками, тем более что это название, с другой стороны, отражает их этническую принадлежность, что подтверждается как традициями, так и историческими данными. До нас дошел индейский текст, в котором ацтеки, впервые попавшие в толлан с севера после продолжительного периода странствий, описывают свои впечатления от этого города. Текст говорит также и о том, что ацтеки были якобы первыми археологами на континенте: "много всего было в Туле, много вещей оставили там тольтеки. Но не только это свидетельствовало о их присутствии. Там, в Туле - шикотитлане были их пирамиды, их холмообразные сооружения. Повсюду видны, повсюду бросаются в глаза остатки их глиняных сосудов, их чаш и их фигурок, их кукол, и безделушек, их браслетов, повсюду видны их следы, действительно, там жили все вместе тольтеки. Тольтеки были искусными умельцами, говорят, они мастерски делали плюмажи и умели искусно склеивать перья. Из поколения в поколение передавали они искусство составления мозаики из перьев, изобретенное ими самими. Поэтому с давних времен им заказывали щиты и знаки, называемые апанекайотль. Их делали удивительно красивыми, склеивая перья; мастера умели искусно их располагать и вкладывали в это дело всю свою душу, обращенную к богу. Все, что они делали, было великолепным, замечательным и достойным восхищения. Эти тольтеки, говорят, были науа, а не пополоками, хотя этих древних обитателей называли иногда и так. Они были богатыми, поскольку их искусство быстро давало возможность разбогатеть. Поэтому теперь о тех, кто быстро добивается богатства, говорят: это сын кецалькоатля, и кецалькоатль его господин. Такими были и так жили тольтеки" (русский перевод с испанского перевода М. Леона - портильи. Известный американский археолог Дж. Вайан считал возможным отождествлять ранних тольтеков с носителями культуры теотиуакан, однако раскопки в толлане опровергли это мнение. Сейчас археологи относят первые следы пребывания тольтеков в долине мехико к IX веку. Толлан, видимо, был основан в Х веке, и, как показывают раскопки, погиб от пожара во второй половине XII века. При исследовании развалин толлана были найдены две пирамиды, служившие основаниями храмов, с прилегающими постройками.
Одна из них, названная пирамидой кецалькоатля, имеет длину стороны основания около 40 метров и высоту 10 метров. Она ступенчатая, в ней пять ярусов, на верхнем находился храм утренней звезды, посвященный Венере; с южной стороны к нему вела лестница. Перекрытие храма, очевидно, из растительных материалов, когда-то поддерживали массивные базальтовые колонны из нескольких блоков общей высотой 4, 5 метра. Четыре из них были изваяны в образе воинов.
Эти скульптуры воинов совершенно идентичны - у них одинаковые головные уборы, завершающиеся перьями, одни и те же большие пекторали (нагрудные пластины) в виде какого-то крылатого существа, одинаково затянутые широкие пояса, перевязи под коленами и у щиколоток, сандалии и многие другие тщательно проработанные детали.
Поразительно, что на этих массивных фигурах с очень условными лицами и едва намеченными в блоках частями тела почему-то выделены колени - в виде круглых выступов. Видимо, у входа находились две цилиндрические колонны, изваянные в форме огромных змей, хвост которых поддерживал потолочную балку, а голова находилась на уровне пола.
Стены пирамиды и храма украшены фризами с изображениями самого кецалькоатля, а также ягуаров, койотов, орлов и черепов. С южной стороны фасада пирамиды сохранились следы портика - несколько рядов квадратных колонн. До тольтеков ни один народ не использовал так интенсивно каменные колонны в архитектуре. В толлане было также сооружение для игры в мяч, украшенное скульптурами и рельефами, которые представляли воинов и игроков в мяч.
Археологи пришли к выводу, что в XI - XII веках тольтеков вытеснили с занимаемых ими в то время земель племена, пришедшие с севера. Возможно, что было два исхода тольтеков из толлана. Об этом говорят письменные источники не только из центральной Мексики, но и из юкатана, а также археологические свидетельства из земель, располагающихся от древней столицы тольтеков далеко на Восток и юго-восток.
Отношения между обитателями мексиканского нагорья и народами юкатана и Гватемалы были постоянны. Они имели торговый и культурный характер, иногда принимали форму вторжений. Так, на археологических материалах прослеживается движение в VII веке носителей теотиуаканской культуры в область каминальхуйу (Гватемала) и даже дальше, в копан (западный Гондурас. В этом последнем была найдена стела с маской тлалока, почитавшегося в теотиуакане.
Была еще одна волна язычных народов, говорящих на языке науа, - из центральной Мексики на юкатан, в Гватемалу и дальше до Никарагуа, которую связывают с народом пипиль. Это продвижение на юкатане археологи прослеживают по времени воздвижения последних календарных стел (после появления пипилей их не воздвигали) - от конца Viii века в бассейне реки усумасинта до начала Х века на юкатане. Тольтеки составили третью волну, которая достигла земель Майя, как считают археологи, в конце Х века. При этом тольтеки на несколько веков подчинили себе юкатан. Особенно их влияние просматривается в городе чичен - ица, который на долгое время стал столицей пришельцев. До этого город чичен - ица был политическим, экономическим, торговым и религиозным центром самого известного из всех племен Майя - ицы. Так называли этническую группу, которая получила политическое и экономическое господство на севере полуострова юкатан. Этот город располагается неподалеку от современного поселения Писте на севере полуострова.
Считается, что основан чичен - ица примерно в V - VI веках н. э., к началу VI века город достиг своего расцвета, что соответствовало концу раннего классического периода культуры Майя. Чичен - ица стал главным региональным центром политической, социокультурной, экономической и идеологической жизни в северной земле Майя. Некоторые этноисторические источники утверждают, что приблизительно в 987 году правитель племени тольтеков топильцин цеатль кутцалькоатль прибыл сюда со своей армией из центральной Мексики и попытался превратить чичен - ицу в город, похожий на толлан. В искусстве и архитектуре с этого периода прослеживается комбинация стилей тольтеков и Майя. Однако последние исторические сведения утверждают, что чичен - ица существовал гораздо позже, чем город толлан. По словам историка и исследователя диега де Ланда тольтек топильцин цеатль кутцалькоатль явился именно основателем города чичен - ица, и якобы в честь него названа одна из главных построек пирамида кукулькана (эль - кастильо. Позже было доказано, что кукулькан жил гораздо позже и в принципе мог явиться в чичен - ице в 987 году. Как обычно, исторические изыскания путаны, различные гипотезы часто противоречат друг другу. Но ясно одно, что тольтеки все же оказали на племена Майя сильное влияние и это явно прослеживается в архитектуре зданий и их убранстве.
Скорее всего, миграция у народов региона полуострова юкатан происходила многократно, и вполне возможно, что город основали именно тольтеки в VI веке, а через два столетия туда пришел народ ица и уже дал поселению свое имя - чичен - ица. Потом опять тольтекский кукулькан совершил завоевание, но уже в X веке. Вот такая непростая история.
Название "Чичен - Ица" означает на языке древних Майя "место у колодца племени ица". Есть предположение, что Itz у цивилизации Майя означало "Волшебство", а "а" - "вода". Itza на испанском языке часто переводится как Brujas del Agua (ведьмы воды. Отметим о наличии археологических доказательств в книгах жрецов Майя ( "Чилам - Балам"), что на этой территории был другой, более древний город, еще до правления племени ица на севере юкатана. В этих книгах, записанных после испанской конкисты, но сохранивших древнюю традицию, говорится о приходе людей ица и их утверждении в 987 году в городе племени Майя. Вторжение тольтеков - ица привело к возрождению севера юкатана в XI - XII веках, находившегося в то время в упадке. Оно особенно заметно в чичен - ице и майяпане. Хотя пришельцы восприняли многие элементы местной культуры (в частности, каменный свод, неизвестный другим народам Америки), чичен - ица после прихода чужеземцев стал больше походить на толлан, чем на какой-то город Майя. Сходен план храма воинов в чичен - ице с планом пирамиды утренней звезды в толлане - колоннада, монументальная лестница, структура пирамиды и лестниц, фризы с ягуарами и орлами, клюющими сердца, змеевидные колонны. При этом крытое пространство занимало площадь почти 750 кв. м. в начальный период, а вместе с ансамблем колонн - 1300 кв. м. даже в столице славных мастеров - тольтеков не было таких построек.